Примерное время чтения: 5 минут
292

Кот учёный в помощь. Как лечат сказками?

Dmytro Zinkevych / Shutterstock.com

Сказкотерапия сегодня занимает одно из заметных мест в современной психологии. Она относится к числу арт-терапевтических направлений и показывает, как говорят специалисты, довольно ощутимые результаты. В чем суть такой терапии и кому она показана, АиФ.ru спросил у специалистов. 

Почему сказка?

Сказка — это информация, которую поколения людей накапливали не то что годами, а столетиями. В ней поднимаются глубокие философские проблемы на доступном для восприятия (даже детского) и понимания уровне. Психологи уже давно изучили метафорические ресурсы в сказках и активно используют их в своей деятельности.

«Это образная история, когда мы переносим ассоциации своих травм с помощью образов. Наше подсознание обычно разговаривает с нами образами, и чем активнее у нас образное мышление, чем активнее этот канал восприятия мира, тем лучше подходит именно такая технология для терапии. Человек в герое сказки видит себя», — говорит психоаналитик Элен Мурашкина.

«Сказкотерапия — один из очень интересных и эффективных способов работы с детскими проблемами и трудностями. Подходит для детей, которые уже научились слушать и понимать текст, чаще лет с 4-5», — отмечает психолог высшей категории Института детской и взрослой неврологии и эпилептологии им. Святителя Луки Елена Макарова.

Для чего используют?

Специалисты условно поделили все сказочные истории на 4 основных раздела, все зависит от проблем, которые в них поднимаются:

Трудности в общении — здесь с помощью сказки можно проиграть конфликты и разногласия, а также обиды.

Внутренние переживания — это отличный вариант, когда как раз можно посмотреть на себя со стороны.

Страхи — можно получить полную информацию о внутренних беспокойствах.

Возрастные трудности — в каждой группе по возрасту есть свои сложные критические моменты, например, становление самостоятельности, проблемы в учебе и т. д.

«Наша психика так устроена, что она блокирует все травмирующие истории, которые были в прошлом, так как у нас сейчас не хватает ресурсов, чтобы справиться с ними. А с помощью сказкотерапии к своей травме можно подобраться такими окольными путями, что собственная психика даже не поймет, что перед ней ее собственные переживания. И тут большая польза, так как если вы пойдете к своей травме напрямую, то будет саботаж с вашей же стороны, терапевту же будет довольно сложно ее проработать. А с помощью сказки и образов можно перенести свои проекции на героев», — отмечает Элен Мурашкина.

«Трудности, которые можно корректировать с помощью сказкотерапии, — это прежде всего особенности эмоциональных реакций: повышенная тревожность, конфликты со сверстниками, нарушения взаимодействия со взрослыми, яркие поведенческие и эмоциональные реакции при подготовке и посещении сада или школы. При работе с более старшими детьми сказки отлично подходят для обсуждения и разбора нравственных вопросов, моральных норм и правил.

Сказка помогает ребенку увидеть свои переживания и трудности со стороны, понять, что в такие ситуации попадают разные герои и из них обязательно есть выход. Разбор сказки, сюжета и поступков героев, их мыслей и хода размышлений в трудных ситуациях помогают ребенку при решении жизненных вопросов, подсказывают, как можно разрешить ситуацию.

Народные сказки, как и хорошие детские книги и произведения, рассказывают не только о поступках героев. Показывая их внутренний мир, мы соприкасаемся с вопросами, которые волнуют наших ребят, пугают или вызывают тревогу. Чаще всего встречаются темы отделения от взрослого, самостоятельного принятия решения, страхов, сопутствующих росту, вопросы плохого поведения и неверных поступков», — говорит Елена Макарова.

Когда это может быть неэффективным?

«Есть некоторые нюансы, которые могут сделать сказкотерапию не очень эффективной. Один из самых главных — это отсутствие теплых и доверительных отношений между взрослым и ребенком, назидательный тон взрослого, недостаточный интерес взрослого к размышлениям и мыслям ребенка. Хоть сказка и учит, но делает это очень мягко, показывая на практике последствия нарушения правил и социально неодобряемого поведения», — отмечает Макарова.

Виды сказок в терапии

Для терапии используют разные виды сказок. Психологи выделяют следующие варианты:

Художественные — здесь сюжеты приближены к фольклору, являются универсальными, потому не адаптируются обычно под конкретного человека. Подобные сказки применяют для поддерживающей терапии, они не подходят для решения более серьезных и глубоких проблем.

Психокоррекционные сказки — такие сказки работают мягко, нацелены на определенные черты характера или поведения. Обычно практикуются для терапии гиперактивных детей или агрессоров, такие сказки прорабатываются психологом индивидуально.

Психотерапевтические — обычно предназначены для работы с детьми 3-8 лет, для их применения психологу достаточно поверхностного изучения ребенка и его проблем, именно с их помощью справляются со страхами и фобиями.

Медитативные — в таких произведениях нет конфликтов и негативных персонажей, такие сказки предназначены для расслабления после психологической загруженности. Они считаются самым сложным вариантом в терапии, т. к. не нацелены на решение конкретной проблемы. Они нередко строятся в форме диалога.

Дидактические — их нередко предлагают для дошкольников и младших школьников, которых учат чему-то новому в интерактивной форме, с помощью такого варианта можно проработать ту или иную ситуацию, модель, найти решение задачи.

Сказкотерапия — метод мягкого психологического воздействия на ребенка. Редко, но все же такой вариант может применяться и у взрослых, например, в целях реабилитации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы