Удалять надо
Иначе ребенку грозят:
Хроническая инфекция. Разрастание аденоидов препятствует нормальному прохождению воздуха. В итоге нарушается отток слизи, которую вырабатывают придаточные пазухи носа. Обычно слизь очищает полость носа от бактерий, но при увеличенных аденоидах этого не происходит. Таким образом появляется «почва» для постоянного воспаления и развития инфекций.
Из-за близкого соседства с ухом инфекция из носоглотки легко переходит туда, в результате у ребенка возникают отиты.
Воспаления. Если ребенок без конца болеет ОРВИ, то аденоидная ткань постоянно находится в воспаленном состоянии, а это способствует еще большему ее разрастанию.
Частые воспаления в свою очередь ведут к тому, что слизь в носоглотке накапливается и постепенно опускается в дыхательную систему, вызывая фарингиты, ларингиты, трахеиты и бронхиты.
Плохая слышимость. Увеличенные аденоиды перекрывают вход в слуховую (евстахиеву) трубу. Из-за этого затрудняется прохождение воздуха из полости носа в среднее ухо, нарушается баланс давлений – атмосферного и внутреннего, барабанная перепонка теряет свою подвижность. В итоге у ребенка постоянно заложены уши, как в самолете. А недостаток слуха – это не только раздражающая всех привычка переспрашивать. Это еще и проблемы с развитием, а затем и с учебой в школе.
Невнятная речь. Опытные врачи по внешнему виду могут определить ребенка с увеличенными аденоидами. Он вынужден постоянно дышать ртом, потому нарушается рост костей лицевого скелета, лицо меняет форму, меняется и прикус. Ребенок начинает говорить в нос, часто не выговаривает некоторые буквы.
Недостаток кислорода. Из-за нарушения носового дыхания в мозг поступает недостаточно кислорода. Нехватка может достигнуть 20%. Отсюда быстрая утомляемость, сниженное внимание, плохая успеваемость.
Долгое лечение. Увы, консервативное лечение обычно бывает утомительным и малоэффективным. Ребенка будут беречь от малейшего сквозняка, укутывать и кормить витаминами. Но это, к сожалению, никак не влияет на замедление роста носоглоточной миндалины.
Операция ничего не решит
Зато:
Лишит защиты. Аденоиды – это естественная защита организма от бактерий и вирусов. Они вырабатывают особые клетки (лимфоциты), которые обезвреживают микроорганизмы. Удаляя носоглоточную миндалину, мы лишаем организм этой защиты и открываем ворота для более легкого проникновения инфекции.
После операции простуды никуда не денутся. Но если раньше причина их развития была в благоприятной среде в полости носа, то теперь причина – в беспрепятственном проникновении инфекции и ослабленном иммунитете. Ребенок все также продолжает болеть, не ходит в сад или школу.
Может привести к рецидивам. Операция по удалению аденоидов – не панацея. Нет никакой гарантии, что они снова не разрастутся. Постарайтесь обойтись без хирургического вмешательства до трех лет. Именно ранний возраст дает большое количество рецидивов. Если же у ребенка имеется генетическая предрасположенность к усиленному разрастанию аденоидной ткани, то проблем с «большими миндалинами» не избежать. И стоило их тогда удалять?
Вызовет стресс. Особенно если операцию проводят по старинке – под местным обезболиванием. Ребенок надолго запомнит, и как его привязывали к стулу, и как хирург залезал ему в горло. Часто после подобных вмешательств ребенок не то что рот боится перед врачом открыть, но и может отказываться ходить в поликлинику, и даже начать заикаться.
Не закроет проблему навсегда. Операция не позволяет забыть об аденоидах навсегда. Даже после нее придется делать промывания носа и специальную дыхательную гимнастику, закапывать капли.
Не даст дождаться, когда рассосутся сами. Аденоиды – возрастная проблема. К 10 годам они начинают уменьшаться в размерах и, как правило, к 14–15 годам перестают беспокоить ребенка. Так что иногда имеет смысл набраться терпения и подождать.
Показания и противопоказания
Однозначно – операция.
Иногда аденоиды разрастаются настолько сильно, что практически полностью перекрывают носоглотку. В результате ребенок с трудом дышит и плохо слышит. Или ребенок часто болеет ОРЗ и каждая вторая простуда кончается отитом. В этих случаях оперативное вмешательство – единственно возможный вариант лечения аденоидов.
Не удалять!
Детям, у которых диагностирован поллиноз, аллергические реакции, бронхиальная астма, аденоиды не удаляют. Поскольку это может привести к ухудшению состояния и обострению болезни.
Методы диагностики
До последнего времени для диагностики врачи пользовались «старым дедовским способом» – исследование аденоидной ткани на ощупь. Этот метод не только малоприятен, еще и малоинформативен и субъективен.
Такие же минусы и в методе задней риноскопии, когда глубоко в полость рта врач засовывает зеркальце.
Больше информации дает рентген: он показывает степень разрастания аденоидов, правда, не позволяет определить характер их воспаления.
Наиболее эффективные методы диагностики сегодня – компьютерная томография и эндоскопия, которые дают возможность досконально исследовать аденоиды.
Методы оперирования
Методик проведения операции сейчас две.
Первую используют еще со времен наших бабушек. В носоглотку вводится нож в форме кольца, с его помощью захватывается аденоидная ткань и одним движением отсекается. Процесс длится не больше 5 минут, еще минут 15–20 уходят на пред- и послеоперационные процедуры.
Недостаток этого метода в том, что хирург делает операцию практически на ощупь. И каким бы крупным специалистом в этом деле он ни был, всегда остается риск, что он захватит не всю ткань.
Подобную операцию у нас принято делать под местной анестезией, что добавляет ребенку неприятных ощущений: ведь он видит и все манипуляции доктора, и собственную кровь.
Более современный и не такой варварский метод – эндоскопия, которая выполняется под общим наркозом. Хирург видит все, что происходит в носоглотке, и может отрезать ровно столько, сколько нужно (не оставив лишнего, но и не срезав нужного). К тому же подобная операция обходится без серьезных кровотечений и осложнений.
В любом случае решать, нужно ли удалять аденоиды, будет врач. Если есть сомнения, стоит проконсультироваться с несколькими специалистами.