Если вы хотите лучше понять ребенка, посмотрите, как он надавливает на карандаш, когда рисует.
Усиленный нажим свидетельствует об эмоциональной напряженности. Это состояние может возникнуть при стрессе, когда необходимо приспосабливаться к неожиданным изменениям в жизни, или если ребенок долгое время находился в неблагоприятных условиях. Ребенку в этой ситуации свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Также сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности.
Ослабленный нажим, когда линия еле видна, нитевидна, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астении. Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшаются память, внимание, появляются плаксивость, раздражительность, капризность. Очень слабый нажим нередко говорит о снижении настроения, недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей.
О развитии астении также свидетельствуют не доведенные до конца линии (контур рисунка незамкнут) и чрезвычайная бедность деталей (могут отсутствовать даже черты лица). Так проявляется бессознательная экономия сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии.
Если нажим на карандаш сильно меняется, это показатель того, что ребенок склонен к частой смене настроения по незначительному поводу или даже без него.
Штриховая линия, составленная из коротких кусочков (идет не от одной точки к другой, а многократно останавливается по дороге) говорит о высокой тревожности ребенка, его неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам. Он опасается попасть не туда, куда нужно, и, проводя линию, многократно прерывает действие, чтобы проверить и исправить результат.
В итоге точность линий не повышается, а, наоборот, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Также о тревоге сигнализируют множественные линии, когда вместо одной проводится несколько и с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них главная.
Если у ребенка имеются неврологические проблемы, на его рисунках будут видны промахи, при которых линии не попадают в нужную точку. Например, шея «протыкает» голову, ноги залезают на туловище. Кроме того, может получиться асимметричный рисунок с искаженными формами и пропорциями, он будет сильно смещен вправо или влево от центра листа, отклонен от вертикали, не умещаться на листе целиком.
Как по нарисованным человечкам узнать о мыслях ребенка?