Ученые в разных странах мира пытаются создать искусственную матку.
Первые шаги к бестелесному рождению человека уже сделаны: сегодняшняя медицина научилась выхаживать младенцев, родившихся на 22–24‑й неделе беременности. Таким образом, из 280 дней беременности порядка 160 дней плод проводит не в матке, а в инкубаторе. И теперь ученые пытаются создать условия для выращивания младенцев от пятидневного зародыша до пятимесячного плода. Работы идут с разной степенью успешности, но пока вопросов все же больше, чем ответов.
Имитация материнства
Самым трудным оказалось воссоздать плаценту, через которую осуществляется связь матери и ребенка. Наладить оптимальный кровоток, гормональный обмен – все это пока науке не под силу. Шаг влево, шаг вправо – и плод погибнет.
Плодный пузырь с эмбрионом прикрепляется к стенкам матки – в этом залог нормального развития, так что вторая проблема, над которой бьются ученые, – выращивание маточных тканей.
Еще одна трудная задача – воссоздание условий, в которых плод растет в материнском чреве. Современные кювезы, предназначенные для недоношенных детей, для этого не подходят. В них новорожденного помещают в сухую среду, между тем все 280 дней до появления на свет для него привычно и, значит, комфортно нахождение в жидкости. Но как имитировать плодный пузырь и околоплодные воды? Сразу возникает вопрос с обеспечением дыхания: вместо привычных трубок скорее всего будут использовать жидкостную вентиляцию легких.
Но есть вещи, которые не поддаются никаким расчетам. Это чувства, которые мать испытывает к развивающемуся внутри нее ребенку, и ни у кого нет сомнений, что эмоции и биохимия тесно взаимосвязаны. Не случайно, все чаще детей, родившихся раньше срока, даже глубоко недоношенных, рекомендуют не держать постоянно в специальном кювезе. Медицина ищет возможности младенцу, оказавшемуся слишком рано вне матери, максимально приблизиться к ней телесно. Метод кенгуру – новорожденных вместе с опутывающими их проводками и аппаратурой буквально «закрепляют» на груди у матери.
Французский режиссер Мари Манди в своем фильме «Искусственное чрево: бестелесное рождение» изучает достижения ученых в современной медицине, призванные помочь недоношенным детям. Правда, одновременно возникает вопрос: не приведет ли эта технология к выращиванию младенцев отдельно от тела женщины. Мужчины, наконец, уравняются в правах с женщинами, а те потеряют свою биологическую монополию на рождение детей. После создания противозачаточных средств и технологии искусственного оплодотворения не приведет ли разработка искусственной матки к полному контролю над жизнью?
Увы, этот вопрос не всегда тревожит людей, погруженных в науку. Как признается доктор Лиу из США, пытающаяся создать искусственную плаценту, только после явно выраженного недовольства людей она задумалась об этической стороне вопроса. И – отказалась от дальнейшей работы.
Но многие ученые продолжают свои поиски, правда, признаваясь, что имитировать замысел природы – невероятно сложно. Возможно ли создать искусственную матку – это лишь вопрос времени. Более насущный – нужно ли?
Благие намерения
Искусственная матка, безусловно, – благо для недоношенных детей, которых рождается все больше и которых так сложно выхаживать. По словам заведующей акушерским отделением НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова Натальи КАН, у младенцев, рожденных на 22‑й неделе беременности, летальность доходит до 70%!
Кроме того, новая технология дает возможность стать мамами и бесплодным женщинам, или тем, кто по состоянию здоровья не может выносить своего ребенка.
Но также ясно, что у этой идеи есть и оборотная сторона. Для многих современных женщин материнство не является первоочередной задачей. Они спешат получить образование, сделать карьеру, заработать деньги…
Ребенок в их шкале ценностей занимает место между сменой автомобиля и выплатой кредита. И, когда очередь доходит и до него, часто оказывается, что биологические часы показывают «поздно». Наверное, грустно осознать, что у тебя не будет детей, когда ты наконец имеешь материальные возможности и чувствуешь себя вполне молодой – даже ВОЗ сдвинул крайнюю планку молодости уже до 45 лет!
Впрочем, сегодня, рассказывает старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова, материнство фактически можно разложить на части: забор яйцеклетки, ЭКО, суррогатное материнство…
И женщина буквально получает выбор, в каком этапе участвовать, а от какого отказаться. Есть женщины, для кого телесная составляющая беременности, возможность грудного вскармливания очень важны. Но есть и такие, кто хотел бы получить «готового ребенка», минуя процесс беременности. То есть фактически она может оказаться на месте мужчины, который, сидя на переговорах, получает эсэмэску: у тебя родился ребенок. И многие женщины с удовольствием воспользуются такой возможностью, – уверена Ольга Исупова.
Во всем мире растет число бездетных. В России их пока еще 17%, хотя несколько лет назад было вообще только 7%. А в Германии бездетными является уже треть населения. Даже в Китае, как ни парадоксально это звучит, рождаемость падает: сначала это был регулируемый процесс, а теперь люди решили, что чем меньше детей, тем легче жить.
Баланс науки и морали
Какие дети родятся у таких матерей, предпочитающих перепоручить процесс вынашивания искусственному органу? Когда-то похожие сомнения были и по поводу «детей из пробирки». Между тем они рождаются, взрослеют, сами становятся родителями. Может, и с искусственным чревом не все так страшно, если будет найден баланс между наукой и моралью?
«Мать и ребенок – две сложные системы, – говорит Наталья Кан. – Это не только обеспечение гормональными, питательными веществами, плод подает матери свои импульсы. Как это можно воссоздать? С другой стороны, у нас сегодня не хватает суррогатных мам для женщин, которые не могут по медицинским причинам выносить своего ребенка…»
«Создание искусственных органов – сегодня активно развивающаяся наука, – считает начальник отделения молекулярной биологии НИЦ Курчатовский институт, член-корреспондент РАМН Сергей Северин. – Создаются кусочки сердечной мышцы, мочевой пузырь, будут выращивать и матку, хотя это очень непросто, поскольку она состоит из неоднородной ткани. Но создать многогранный вариант общения мамы и ребенка – науке это не под силу».