Сегодня подавляющему большинству российских граждан лечение в санаториях стало не по карману. А те, кто может себе это позволить, предпочитают нашим курортам зарубежные турпоездки. Почему? Об этом – наша беседа с президентом Национальной курортной ассоциации и Всемирной федерации водолечения и климатолечения, заслуженным врачом России Николаем Стороженко.
Курорт круглый год
«AиФ»: – Николай Афанасьевич, лето традиционно ассоциируется у нас с отдыхом. Скажите, а когда начинается курортный сезон в России?
Николай Стороженко: – Такого понятия, как курортный сезон, просто не может существовать. Ведь у болезни нет сезона. Наши здравницы работают круглогодично. И, кстати, лучшим временем для санаторно-курортного лечения мы, специалисты, считаем не лето, а осенне-зимний период, когда все природные факторы более стабильны и нет высокой солнечной радиации.
«AиФ»: – Тем не менее подавляющее число наших сограждан предпочитают отдыхать летом. И если находят на это средства, то едут за границу – в Турцию, Египет…
Н. С.: – И очень даже зря! Ни в Турции, ни в Египте их лечением никто заниматься не будет. Если же вести речь о людях ослабленных, то из экзотических стран они еще и новые болезни привезут, на лечение которых (в том числе и несвойственных России паразитарных заболеваний) ежегодно тратятся миллиарды рублей. А знаете, сколько денег ежегодно вывозится нашими туристами за границу? 30 миллиардов долларов! И это притом, что у нас в России сегодня есть такие здравницы, которые иностранцам и не снились! Будь то Кавказские Минеральные Воды, Сестрорецкая курортная зона Санкт-Петербурга, Ундоры в Ульяновской области. А какие санатории в Белокурихе на Алтайском крае!
Болевые точки
«AиФ»: – Так может, россияне «голосуют» долларом за сервис, который, как известно, за границей выше, чем у нас?
Н. С.: – Возможно, раньше так и было. Но сейчас санатории – это в большинстве своем коммерческие предприятия, заинтересованные в том, чтобы привлекать отдыхающих. Замечено: даже если один человек уехал из санатория недовольным, десять, которые могли бы после него сюда приехать, этого не сделают. Руководители наших санаториев перестраиваются очень быстро. Чтобы выжить, они вынуждены брать кредиты, закупать современное оборудование, учить врачей. У нас сегодня есть санатории на любой вкус.
Вот только позволить себе лечение в санатории, один койкодень в котором в среднем стоит около 2000 рублей (что, кстати, значительно меньше, чем в зарубежных здравницах), может далеко не каждый.
«AиФ»: – А как же система льготных путевок, которые раньше выдавали на предприятиях, в профсоюзных комитетах?
Н. С.: – Она практически умерла. Складывается такое впечатление, что быть здоровым у нас в стране не выгодно. Весь бюджет здравоохранения сегодня строится с прицелом на больных.
«AиФ»: – Выходит, чтобы получить льготную путевку, нужно быть инвалидом или участником войны?
Н. С.: – Здесь тоже не все просто. До 2010 года через Фонд социального страхования и его региональные отделения работающие граждане обеспечивались санаторно-курортной реабилитацией непосредственно после стационарного лечения таких заболеваний, как мозговой инсульт, острый инфаркт миокарда, сахарный диабет, состояние после операций по поводу язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, удаление желчного пузыря, эндопротезирования суставов, а также беременные женщины с различными заболеваниями. Проводилось оздоровление детей.
К сожалению, с этого года полномочия по санаторно-курортному долечиванию и оздоровлению детей застрахованных граждан переданы в субъекты РФ. Но многие из них – дотационные и не имеют достаточных средств. При этом страдают не только граждане, но и санаторно-курортные организации, которые в свое время оснастили реабилитационные отделения, подготовили квалифицированные медицинские кадры и оказались в настоящее время невостребованными. Да что там! Даже реестра курортного фонда в России не ведется. А значит, нет и его рационального использования.
Лечебный «туризм»
«AиФ»: – И это несмотря на Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», который был принят еще при Ельцине?
Н. С.: – Несколько лет назад была предпринята попытка его отменить, как будто бы потерявшего свою актуальность. К счастью, этого не произошло. Ведь благодаря этому закону нам удалось спасти курортное дело в России, предотвратить расхищение курортной собственности, которое началось после развала Советского Союза. Если бы не закон, на месте нынешних санаториев уже были бы казино. Кстати, при Ельцине же была принята и Федеральная программа развития курортного дела в России, и шесть соответствующих постановлений правительства, за что мы Борису Николаевичу благодарны.
«AиФ»: – А что сейчас?
Н. С.: – Сейчас санаторно-курортные учреждения с согласия Минздравсоцразвития РФ отнесли к… туриндустрии. И произошло это после того, как были внесены поправки к Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым все наши специализированные санатории, где осуществляется серьезное лечение больных туберкулезом, детским церебральным параличом, сахарным диабетом, почечными, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д. стали такими же туристическими объектами, как, например, гостиницы. Что по меньшей мере просто нелепо. По этому поводу я написал письмо на имя Президента, которое было направлено в Минздравсоцразвития, да так там и осело. Не получило развития и поручение Путина, данное им в августе прошлого года Минздравсоцразвития, по разработке Федеральной программы развития курортов федерального значения на 2011–2015 годы. Но я не теряю надежды, что в нашей стране все же обратят внимание на проблемы курортного дела.
Задачи № 1
«AиФ»: – Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь?
Н. С.: – Многое, начиная от введения государственного регулирования непомерных расходов на энергоносители, землю и коммунальные услуги для здравниц, обслуживающих социально незащищенные слои населения (школьников, пенсионеров, инвалидов, ветеранов), заканчивая снижением стоимости проезда к месту сана-торно-курортного лечения, которое для жителей северных и восточных регионов России доходит до 70% от стоимости самой путевки!
И, конечно, необходимо совершенствовать систему подготовки и информированности поликлинических врачей. Большинство из них совершенно не ориентируются в курортно-санаторной системе. В результате многие отдыхающие приезжают в здравницы без медицинских рекомендаций, и санаториям приходится самим их обследовать. И подстраиваться под укороченные сроки санаторно-курортного лечения. Ведь больше чем две недели во многих организациях сотрудникам отдыхать не дают.
«AиФ»: – А есть ли смысл выезжать на курорт на 12–14 дней?
Н. С.: – Конечно, в идеале хорошо бы проводить в санатории 21 день. Но и от двух недель польза будет. В отличие от лекарств, эффект лечения природными факторами – пролонгированный (более длительный). И даже если вы сразу не почувствуете этого, потом пребывание в санатории обязательно скажется на вашем здоровье. Самым положительным образом!