Юбилейный год 45-летия «АиФ» завершается торжественным открытием информационной мемориальной доски на историческом здании в центре Москвы, в котором располагается штаб-квартира издательского дома.
Выдающийся писатель, поэт, драматург, дипломат и лингвист, пианист и композитор, уроженец Москвы, Александр Сергеевич Грибоедов с 20 сентября 1823 г. по 29 мая 1824 г. жил и работал над комедией «Горе от ума» в доме 42 по Мясницкой улице города Москвы. Именно это историческое знаковое событие и решил увековечить ИД «АиФ», бережно хранящий традиции памятника исторического наследия, в котором располагается издательский дом. За восемь месяцев пребывания в особняке, спроектированном известным архитектором Матвеем Казаковым, судьба подарила писателю, пожалуй, самый богатый на творческие достижения период жизни. Здесь же, во время одного из балов, он впервые прочел публике свое произведение.
Автором барельефа стал выдающийся советский и российский скульптор, педагог, профессор, академик Российской академии художеств, народный художник России Салават Щербаков. На барельефе изображены герои пьесы «Горе от ума», мимика и позы персонажей узнаваемы и красноречивы.
В среду, 6 декабря, в пресс-центре «АиФ» состоялась пресс-конференция, посвященная этому событию. В мероприятии приняли участие представители правительства Москвы, Российской государственной библиотеки, а также историки, литераторы, руководство и коллектив ИД «Аргументы и факты».
Сохранение исторической памяти
Эксперты говорили о значении нового мемориала в честь самого нераскрытого поэта русской литературы для культурной жизни города, о его творчестве, о дальнейших планах «АиФ» по увековечиванию памяти Александра Грибоедова. В залах особняка были выставлены раритетные экземпляры первого журнального издания произведения «Горе от ума», первая книга «Горе от ума», вышедшая в России в печатном виде, и первое издание пьесы на немецком языке, увидевшее свет в Ревеле.
Торжественное открытие мемориальной доски состоялось сразу после пресс-мероприятия.
«Александр Грибоедов довольно долго жил в Москве и воспел этот город в своей бессмертной комедии „Горе от ума“. Памятник автору многих бессмертных строк у метро Чистые пруды в начале Чистопрудного бульвара до сих пор оставался единственным напоминанием о связи выдающегося поэта с этим районом столицы. Для сохранения исторической памяти о знаковом событии издательский дом „Аргументы и факты“ в год своего 45-летия и накануне 200-летия выхода в свет бессмертной комедии „Горе от ума“, которое вся страна будет отмечать в 2024 году, решил разместить на редакционном особняке мемориальную доску, — прокомментировал событие генеральный директор ИД „Аргументы и факты“ Руслан Новиков. — „АиФ“ является давним и добросовестным арендатором здания — памятника федерального значения „Дом Барышниковых, кон. XVIII в.“, расположенного по адресу Мясницкая улица, 42, стр.1. Мы бы хотели привлечь внимание москвичей и гостей столицы не только к архитектурному величию особняка, но и к его истории. Над созданием информационной мемориальной доски издательский дом „Аргументы и факты“ работал в течение всего 2023 года. В январе была проведена первая встреча с представителями департамента культурного наследия города Москвы, в ходе которой мы получили четкие регламенты и рекомендации для реализации проекта и установки доски из бронзы на фасаде здания. Мы благодарны всем экспертам, историкам, биографам, большой команде нашего издательского дома — всем тем, кто помог воплотить в жизнь этот проект. И, конечно, безмерно признательны за творческий замысел и его блестящее воплощение Салавату Щербакову: красивая, тонкая, детальная работа по созданию барельефа — это то, что останется на века и для многих поколений».
Бережное отношение к историческому наследию
«Мои комплименты усадьбе, „Аргументам и фактам“, мы дружим, и я восхищен этим, по-настоящему историческим зданием. И хочу отметить, насколько важно то, что „АиФ“ сохраняет память великим событиям и чтит традиции. Здесь во времена Грибоедова бывала вся культурная элита Москвы. И время, которое писатель провёл здесь, стало импульсом к продолжению и завершению комедии „Горе от ума“. А „Горе от ума“ — это первое великое произведение русской литературы, самое загадочное и самое афористическое. В следующем году мы будем отмечать 200-летие выхода этого произведения, и вместе с „Аргументами и фактами“ мы хотим осуществить очень большой проект, назвать его Арт-фестиваль „Горе от ума 200 лет“. Издать книгу о „Горе от ума“, выпустить публикации, и, самое главное, у нас есть мечта провести всероссийский театральный фестиваль, своего рода „марафон“, чтобы все театры России, в репертуаре которых есть „Горе от ума“, показали эти спектакли примерно в одно время. А мечты должны сбываться», — подчеркнул историк, исследователь творчества Александра Грибоедова Сергей Дмитриев.
«„Горе от ума“ — это, действительно, какое-то волшебное, лёгкое и одновременно очень сложное и очень многослойное произведение. Конечно, я вдохновлялся пьесой, помня ещё даже свои детские впечатления от прочтения и от спектакля. Познавать, сравнивать, перемножать с реальным миром и того времени, и сегодняшнего дня — это очень интересно, и это одна сторона работы. Другая сторона, важная для работы, — это конкретное здание, конкретная архитектура, чёткие размеры, стилистика здания и аура места. Всё это нужно было правильно реализовать. Поэтому доска получилась достаточно умеренная, сдержанная и при этом со смелыми выходами. Но главное, я хотел сделать произведение, в котором бы не было видно явного следа, почерка скульптора и одновременно, чтобы был явный след самой пьесы. Всю её рассказать в одном рельефе, конечно, нельзя. Это своего рода замочная скважина, через которую человек заинтересуется, захочет читать, проявит интерес, найдёт ключик и войдёт в этот мир. Я очень благодарен „Аргументам и фактам“ за доверие, за возможность реализации такой интересной творческой задачи и за то, что издательский дом так бережно относится к историческому наследию столицы и нашей большой, мощной, культурно и интеллектуально богатой страны», — поделился скульптор, автор мемориальной доски Салават Щербаков.