Примерное время чтения: 24 минуты
1374

Русские мальчики, русские девочки

Во время войны в Донбассе возникла плеяда поэтов, которые по своему таланту, масштабу личности, любви к Отчизне не уступают поэтам-фронтовикам Великой Отечественной войны. Среди них и журналисты — военкоры. Настоящие аристократы духа, они формируют культурные коды, делают нацию нацией.

Давно известно, что поэт в России — больше, чем поэт. Неслучайно один из великих наших дипломатов Александр Сергеевич Грибоедов, автор Туркманчайского мирного договора, который упрочил положение России в Закавказье, ослабил позиции Великобритании в Иране и обеспечил на Кавказе геополитическое равновесие, — написал выдающееся произведение «Горе от ума». Первая читка этого творения самим автором состоялась в Круглом зале московской усадьбы, где сегодня работает редакция издательского дома «Аргументы и Факты». Восстанавливая лучшие традиции, здесь начинает свой путь литературное объединение «АиФ» им. А. С. Грибоедова. Не один век в этих стенах формулируют смыслы. 

Приняли участие:

Руслан Новиков, генеральный директор издательского дома «Аргументы и Факты»;

Владимир Масалов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, председатель Литературно-творческого объединения МИД России «Отдушина», секретарь Союза писателей России, академик Академии поэзии;

Михаил Романов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, поэт;

Анна Долгарева, поэт, военкор;

Марина Бережнева, поэт, писатель, общественный деятель, член Правления Союза писателей ДНР, активный участник событий в Донбассе в 2014-2019 гг.;

Ульяна Кузнецова, композитор;

Ольга Старушко, поэт, журналист;

CORINNA, финалистка телепроекта «Новая звезда», участник концертов Продюсерского центра «Юный Артист»;

Владислав Маленко, поэт, режиссер, актер, основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов, художественный руководитель Государственного музея Сергея Есенина в Москве, художественный руководитель Всероссийского фестиваля молодой поэзии и драматургии имени Леонида Филатова «Филатов-Фест» (поэтический фестиваль молодой поэзии России);

Юрий Юрченко, поэт, ополченец, актер, драматург, член Союза журналистов ДНР;

Олег Дейнека, глава Администрации города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа — Югра;

Екатерина Рябоконь, руководитель Творческого студенческого клуба Института современного искусства, актриса театра и кино. Режиссер-постановщик Московского молодежного театра мюзикла, участник концертов продюсерского центра «Юный артист»;

Мерине Меликян, продюсер центра «Юный артист», член Совета предпринимателей г. Москвы;

Дмитрий Козлов, дирижер, доцент ИСИ;

Ранэль Богданов, участник проекта «Голос. Дети» (Первый канал), телепроекта «Битва талантов» (МузТВ), эксперт телешоу «Ну-ка, все вместе!» (т/к Россия), музыкальный посол России в Австралии, Бельгии и Германии, участник концертов продюсерского центра «Юный артист»;

Владимир Скобцов, поэт, прозаик, председатель клуба авторской песни ДНР, автор слов неофициального гимна Донбасса;

Нино Сабанадзе, поэт, издатель, руководитель проекта «Роза поэзы», лауреат российских и международных премий, член жюри литературных и музыкальных конкурсов, кавалер орденов и медалей общественных организаций;

Алексей Краснянский, поэт, издатель, руководитель проекта «Роза поэзы», лауреат российских и международных премий, член жюри литературных и музыкальных конкурсов, кавалер орденов и медалей общественных организаций;

Дарья Газарян, основатель галереи современного искусства DA’s Art Depot;

Андрей Курило, автор-исполнитель (бард), почетный дипломант литературных объединений Крыма, дважды лауреат фестиваля «Зимняя Ялта» за лучшую авторскую песню, лауреат международно-литературного фестиваля «Ялос», обладатель специального приза Андрея Ширяева «За вклад в патриотическое воспитание молодежи», лауреат славянского поэтического молодежного фестиваля «Климентфест», лауреат краевого фестиваля авторской песни г. Туапсе «Наполним музыкой сердца», дважды лауреат фестиваля «Костер памяти», лауреат фестиваля «Чатыр-Дак» 2016 г.;

Сергей Зыков, певец, солист «Петербург-концерта», поэт, лауреат российских и международных конкурсов;

Ирина Денисова, поэт, журналист, член Союза писателей России, Союза журналистов Москвы, лауреат российских и международных конкурсов;

Эммануэль Форест, певец, участник проекта Голос 60+ (Франция);

Юлия Боборень, победитель международного конкурса им. Сергея Есенина;

Елена Заславская, поэт, писатель, журналист;

Рок-группа «Зверобой».

Ведущая вечера — Наталия Андрущенко, политический обозреватель;

Ведущая телемоста в городе Мегионе — Александра Кузменкова.

Новиков Р.Ю. в зале. Разместить над абзацем Р.Ю. Подпись: Генеральный директор
Генеральный директор «АиФ» Руслан Новиков открыл первые грибоедовские чтения. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Поэты из самых разных регионов и территорий России собрались этим вечером в историческом зале «АиФ». География участников впечатляла: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Крым, Севастополь, Таганрог, Ростов, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Санкт-Петербург, Париж, Москва. Кроме поэтов литературная гостиная «АиФ» в этот вечер принимала композиторов, художников, артистов. Самые юные участники вечера — четыреста школьников — подключились из сибирского города нефтяников Мегиона. Дети прочли стихи о Донбассе и задали свои вопросы поэтам. А московские юноши и девушки из Продюсерского центра «Юный артист» в историческом зале «АиФ» выступили с патриотическими песнями.

Открывая первые грибоедовские чтения, Руслан Новиков обратил внимание на символизм происходящего: «Все знают великого поэта, композитора, дипломата и ратника на войне 1812 года — Александра Сергеевича Грибоедова. Здесь он писал великое произведение, здесь, в этом зале, впервые представил его публике. Это история. Символично, что наша литературная гостиная открывается темой, посвященной поэтам Донбасса и их произведениям».

Анна Долгарева уверена, что «мы здесь, в тылу, должны быть достойны тех, кто на фронте. Мы их тыл, они сражаются за нас. Мы должны говорить правду, должны быть честны в каждом слове. Правда, верность, честь, долг — эти слова, оплачены жизнями людей».

И если чума, и если война,
И если горящий куст,
И если в крови и пепле страна —
Не я от нее отрекусь.

Хех, нам в перспективе обещан рай,
Но все чиновники врут.
Но как я русский есть самурай,
То я остаюсь тут.

И вспашет «Градом» землю весна,
И кровь побежит в ручьях.
Но если рухнет моя страна —
В обломках погибну я.

Не знаю, кто доживет до утра,
Пока происходит ад.
Но Господи Боже, еще вчера...
Месяц еще назад...

Молодые зрители, собравшиеся в зале, засыпали вопросами: для Вас поэзия — это работа или вдохновение? Как объединить патриотический лагерь?

Зрители в зале «АиФ».
Зрители в зале «АиФ». Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Главный ответ на вопрос: зачем идти воевать, прозвучал в стихотворении «Ватник» ополченца Юрия Юрченко:

Зачем иду я воевать? —
Чтоб самому себе не врать,

Чтоб не поддакивать родне:
«Ты здесь нужней, чем на войне,

Найдется кто-нибудь другой,
Кто встанет в строй, кто примет бой…»

За это «неуменье жить»
Не грех и голову сложить.

Патриотизм всегда был самым возвышенным и благородным чувством, накрепко связанным с долгом, ответственностью и самопожертвованием. В литературной гостиной «АиФ» шла перекличка поколений. Вспомнили «Василия Теркина. Книгу бойца», поэму Александра Твардовского времен Великой Отечественной войны: 

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый…

Ему вторила наша современница, поэт Анна Долгарева:

Балаклея, Балаклея,

Выбирай меня скорее…

Юрий Юрченко. Разместить около его абзаца. Подпись: Поэт, ополченец Юрий Юрченко.
Поэт, ополченец Юрий Юрченко. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ольга Старушко была рада и горда тем обстоятельством, что ее стихотворение «Пушкин — Горчакову» прозвучит именно в этом зале, где Грибоедов впервые читал «Горе от ума». «Так получилось, что я читаю монологи памятников. Это тексты, какими могли бы их произнести люди, в честь которых эти памятники поставлены».

Лицейский друг, любезный Горчаков,
одной у нас коллегии мундиры.
Нам не вести в сражение полков.
Твой зримый путь — все хлопоты о мире,
а мой — дуга, подобие петли:
от бессарабской степи до Кавказа.
Отчеты в пыль архивную легли,
они не для поэм, стихов и сказок.

Еще и бритт с французом нам друзья,
еще мы заодно тесним османа,
но полыхнет нежданная резня,
и мне встречать арбу из Тегерана,
в которой Грибоедова везут.
Варшавской дверью напоследок хлопнув,
Мицкевич, призывающий грозу,
сам, труся, навостряется в Европу…

Гляди же, Горчаков: опять война
грозит России. И откуда — с тыла!
У недругов все те же имена,
их ненависть нисколько не остыла.
И чья же сталь в истерзанных полях?
Британский и французский говор, шведский.
И малоросса понуждает лях
нацелиться на мой бульвар в Донецке.

Нет, не тиха украинская ночь.
И не нужны им, чьи уста кровавы —
ни Анна Керн, пленительная дочь
семейства Полторацких из Полтавы,
ни град Херсон, что строил Ганнибал.
Им — слышишь? — мира русского не надо.
Кому б ты думал, тут кричат «ганьба!»,
когда идет волна пушкинопада?

Когда поверх святынь, крестов, могил
вскипает и бушует пена злая,
нас чохом — всех — запишут во враги
Чернигов, Конотоп и Николаев.
О, я б клеймил мазепиных сынов —
и оттого я им первейший ворог
и потрясенье самых их основ:
я, Александр — как Невский и Суворов.

Не в бронзе дело вовсе, не в камнях.
Я — памятник себе. На сем довольно.
А речь, в которой столько от меня,
пусть льется мощно, невозбранно, вольно,
и возвещая им: не мир, но меч! —
разит вероотступников и катов.
Тут не одним глаголом должно жечь,
идя к победе и, верша расплату.

Но, именем моим вооружась,
пусть явит воин мужество и силу,
и принесет, храня со мною связь,
возмездие клеветникам России.

Видео предоставлено: Пресс-служба Администрации города Мегиона (ХМАО-Югра)

На вопрос юного зрителя: какова сегодня роль поэзии в нашей русской культуре, — ответила Марина Бережнева. «Мне кажется, в русской культуре роль поэзии в переломные, самые тяжкие моменты в истории, — очень важна. И сейчас это один из главных инструментов борьбы», — считает русский поэт.

Нас собирались убивать.
Всех. Но пока не преуспели.
За что? Мы песни их не пели,
И отказались зиговать.

За то, что «колорады» мы,
За знамя, алое, как пламя,
За непокорные умы,
За терриконы меж садами.

Нас собирались убивать
За то, что говорим по-русски,
И что выдерживать нагрузки
Умеем, — трудно нас сломать!

Ведь наш мятежный регион,
Такой народонаселённый,
Учился делать степь  зелёной,
И террикона серый склон.

Владеть безжизненной средой,
Сажая розы, жизнь вдыхая,
В простор — до самого до края,
Волной очерченный седой.

Нас торопились убивать —
Снижать народонаселенье
Донбасса. Замыкая звенья,
Цепи истории, сломать,

Зачистить, сдать в утиль
Все, чем гордились наши деды —
Их достижения и беды,
Века побед роняя в пыль…

Тех воинов и рудокопов,
Горнорабочих, кузнецов,
Чьих горнов вековая копоть
Меняла местности лицо.

Тех, кто полег в полях сражений,
Кто в шахте принял смерть свою —
Их тоже сделали мишенью,
За то, что мы у них в строю.

В строю бессмертном мы, живые.
Сегодня наш пришел черед.
Нас убивают за Россию,
За то, что в нас она живет.

За то, что мы русскоязычны,
И что гордились этим мы
В стране, где стало неприличным
На русском говорить. Немым

Донбасс хотели сделать в «нэньке»,
А по возможности — пустым.
За все майданные печеньки
Донбасс был продан, продан Крым,

И Слобожанщины просторы,
И кручи старого Днепра,
Зеленые лесные горы
Карпат… Сошедшие с ума,

Метались граждане  в экстазе,
В мечтах вкушая круассан
На улицах Парижа… Разве
Москва не верила слезам?

«Небратья» щедро  проливали,
Подачек требуя ее,
И в то же время продавали
Свою историю… Ворье

Тащило земли и заводы,
Холопов заводя себе,
Десятилетия уроды,
Приникши к газовой трубе,

Кричали «Слава Украине» —
Чтоб вылезли из схронов те,
Упырьи рожи, кои ныне
К нацистской вновь зовут мечте.

Под эти крики убивают
Уже который год подряд
Своих, чужих — не разбирает
На город пущенный снаряд.

Нас убивают ежедневно,
Как будто так заведено
Издревле, лишь Россия гневно
Шумит, — распахнуто окно

В Европу, но закрыты двери,
А мы все так же на своем
Стоим. И в будущее верим,
И песни русские поем.

Напомним, что открытые гонения на русский язык начались на Украине сразу после Евромайдана, когда Верховная Рада проголосовала за отмену закона «Об основах государственной языковой политики». Намерения депутатов вызвали волну протестов на востоке Украины. Тогда украинская власть приостановила решение вопроса. Для миллионов людей на Украине язык Пушкина и Толстого — родной, но власть стратегически вытесняла русский язык, порой опережая принятие нормативных актов.

Ирина Денисова. Разместить около её абзаца. Подпись: Ирина Денисова, поэт
Ирина Денисова, поэт Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

О значимости русского языка говорила Ирина Денисова: «О чем болит мое сердце? Очевидно: существует внешний враг, но что делать с врагом внутренним? Довольно большая часть молодежи отравлена инородными токсинами стяжательства и потребления. Все это проживается через слово — молодые люди говорят исключительно англицизмами. Что делать с тем, что заполонило нашу жизнь? Если мы утратим речь, мы утратим себя. Давайте вести бой на культурном фронте в своем творчестве», — призвала поэт.

Бывает, открываешь электронку:
И видишь мир с внезапной стороны —
Известие принес о похоронке
Твой дед, живым вернувшийся с войны.
И ты решишь: с ума сошел, наверно, 
Так душу истерзал текущий век,
Что не дары дает, а тащит скверну,
Которую запечатлел хештег.
Ладонь на монитор седой положишь,
И, вглядываясь в твердые черты,
Прошедшее и вехи подытожишь 
Среди пустой и праздной суеты.
Поймешь: не зря живешь на белом свете,
Стране любимой посвятив свой срок,
Сосредоточась на благом предмете,
Усвоил справедливости урок.
Дед в гимнастерке, молодой и бравый,
Произнесет заветные слова:
«Потомки, слушайте: мы снова правы,
Поверьте, остальное — трын-трава!..»
Истаивает образ на экране…
И возвращается твой предок в строй.
Опять, прижав бинты к кровавой ране,
Встают богатыри на правый бой.

Во все времена русские поэты находили самые точные слова, которые трогали душу и часто предрекали будущее. Из 1942 года на наш поэтический вечер долетели строки стихотворения Анны Ахматовой «Мужество», получившие невероятно актуальное звучание сегодня.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
Навеки.

По телемосту вышел на связь сибирский город Мегион (ХМАО-Югра), где 400 школьников собрались в большом зале, чтобы послушать стихи в исполнении авторов и задать им вопросы. Олег Дейнека в своем выступлении отметил: «Сегодня всех нас объединяет любовь к нашей стране. Прекрасно, что подобные встречи дают возможность новому поколению поэтов делиться своим творчеством с такой большой аудиторией, а нам — узнавать новые имена. Россия на рубеже масштабных преобразований. На поэтическом небосклоне России зажглись новые звезды. Ваши стихи — это летопись новой истории великой страны», — заключил глава Администрации города. А Раиса Беликова, заслуженный работник культуры РФ, почетный житель Мегиона, обладатель ордена за заслуги перед отечеством 2-й степени рассказала о своей поездке в Донбасс с подарками для детей школы № 4 Донецка. Проникновенное стихотворение «Дети Донбасса» поэта Самвела Лалаянца, жителя Мегиона, прочли ученики 10 класса гимназии № 5 города.

Олег Дейнека, глава администрации города Мегиона. Фото предоставлено Пресс-службой города Мегион.
Олег Дейнека, глава администрации города Мегиона. Фото: Пресс-служба Администрации города Мегиона (ХМАО-Югра)

На вопрос школьников: помогают ли стихи военным в наши дни, Нино Сабанадзе ответила, что все поэты, которые имели честь выступать в госпиталях, точно знают, как жизненно необходима раненым бойцам поэзия. «Когда они слышат стихи, то начинают улыбаться, даже если больно и обезболивающие препараты не помогают».

Участники первых грибоедовских чтений, школьники города Мегиона. Разместить над текстом: Идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест.
Участники первых грибоедовских чтений, школьники города Мегиона. Фото: Пресс-служба Администрации города Мегиона (ХМАО-Югра)

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест. Воспитание гражданственности, формирование потребности любви к своей стране, знание ее истории — играют исключительную роль в обеспечении национальной безопасности.

Неслучайно два талантливых поэта Анна Долгарева и Елена Заславская, не сговариваясь, обращаются к новому поколению и, как молитву твердят «русские мальчики, русские девочки».

Анна Долгарева:

Сколько дождем ни замачивай -
вырастает подсолнух из семечки.
мальчики эти, Господи, русские мальчики,
русские мальчики, русские девочки.


Елена Заславская:

Эти русские мальчики не меняются:
Война, революция, «русская рулетка».
Умереть, пока не успел состариться,
В девятнадцатом, двадцатом,
Двадцать первом веке.
Эти русские девочки не меняются:
Жена декабриста, сестра милосердия.
Любить и спасать,
Пока сердце в груди трепыхается,
В девятнадцатом, двадцатом,
Двадцать первом веке.
Ты же мой русский мальчик:
Война, ополчение, умереть за Отечество.
Ничего не меняется,
Ничего не меняется.
Бесы скачут,
А ангелы ждут на пороге вечности.
Я твоя русская девочка:
Красный крест, белый бинт, чистый спирт.
В мясорубке расчеловечивания
Будет щит тебе
Из моих молитв.
А весна наступает. Цветущие яблони
Поют о жизни, презревшей тлен,
Так, будто они — православные,
Русские и после молитвы встают с колен.

CORINNA, участник концертов Продюсерского центра «Юный Артист» Разместить над текстом: Юные артисты из одноименного продюсерского центра исполнили тематические песни. Трепетная и вдохновенная CORINNA была встречена продолжительными аплодисментами.
CORINNA, участник концертов Продюсерского центра «Юный Артист». Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Юные артисты из одноименного продюсерского центра исполнили тематические песни. Трепетная и вдохновенная CORINNA была встречена продолжительными аплодисментами. А вечно актуальная классика — марш «Прощание Славянки» четкими, простыми и от того гениальными гармониями в исполнении хора продюсерского центра «Юный артист» под управлением дирижера Дмитрия Козлова и рок-группы «Зверобой»,— подчеркнул могущество искусства, отрицающего законы времени.

И если в поход
Страна позовет
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах