Примерное время чтения: 9 минут
535

Разговор на равных. Как воспитать подростка через чтение

Фото: Игорь Харитонов / АиФ

​В среду, 24 января, в пресс-центре «Аргументы и факты» в рамках специального проекта издательского дома PRO-Тренды состоялся паблик-ток о патриотическом воспитании через книгу и чтение, экспертами которого стали литераторы, издатели, библиотекари и юные читатели. 

 

В студии «АиФ» собрались

  • Владимир Александрович Шаталин, заместитель председателя Совета по детской книге Союза писателей России,
  • Марина Владимировна Минаева, эксперт по работе с родителями, один из основателей издательства «Детская и юношеская книга»,
  • Александр Михайлович Мазурицкий, доктор педагогических наук, декан библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры,
  • Владислав Валерьевич Маленко, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, поэт, актер, основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов,
  • Александр Носков, солист группы «Зверобой»,
  • Александра Васильевна Зайцева, автор книг для подростков, лауреат Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина, дважды финалист Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру».

Модератором дискуссии выступил заместитель главного редактора ИД «АиФ», шеф-редактор сайта Владимир Шушкин

Открыл паблик-ток поэт Влад Маленко, он пообщался со школьниками и прочитал свое новое стихотворение «Сборка», суть которого пояснил так: «Я бы вообще хотел назвать нашу эпоху сборкой, эти слова я говорю здесь, в издательском доме „Аргументы и факты“, где работают прекрасные журналисты, мыслители, авторы — люди, переживающие за судьбу нашей великой страны». Школьнику, ответившему на вопрос о баснях Крылова, Влад подарил книгу своих басен. 

Владимир Шаталин рассказал собравшимся о Совете по детской книге, который был создан в Союзе писателей России в 2022 году, после выхода указа Президента о сохранении укрепления духовно-нравственных ценностей. «Совет проанализировал книги детских издательств, оказалось, что 62% из них были переводными книгами, и там на подсознательном уровне детям доносили идеи о том, что не нужно рожать, можно предавать, что ненормальность сегодня — это нормально, и не надо мечтать о будущем, надо жить сегодняшним днём. Совет обратился к основным издательствам, которые покупают права за границей, с просьбой тщательнее и ответственнее подходить к вопросу выбора книг», — отметил Владимир. 

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Он также рассказал об издательстве «Детская и юношеская книга». «Мы учредили издательство два года назад, в первую очередь для того, чтобы заниматься пропагандой чтения и через чтение помочь в воспитании. Разговор с детьми и с подростками у нас всегда основывается на доверии, мы ведём честный разговор. Мы начали поддерживать российских авторов, российских иллюстраторов, мы вспомнили про классику и решили сделать все, чтобы классику было читать легче и понятней. Основная проблема наших читателей — непонимание смыслов. Концепция нашего издательства в том, чтобы дать дорогу авторам и художникам, которые показывают нашу страну, рассказывают о сверстниках, о том, что происходит в нашей стране, показывают ее просторы, знакомят с народами и национальностями, ее населяющими», — сказал он. 

Марина Минаева отметила, что одной из сложностей понимания литературного языка является ограниченный словарный запас. «В учебниках третьего и четвертого класса шесть тысяч слов, а среднестатистический словарный запас обычной российской семьи составляет полторы тысячи слов, поэтому что написано в учебнике, не всегда понятно. Сейчас дети читают больше, чем родители. На одной из встреч я спросила ребят, рекомендуют ли они родителям книги к прочтению, и они ответили, что родители, как правило, отказываются читать. Родители меньше читают и меньше думают, но у детей в руках много инструментов, чтобы заставить читать и родителей», — считает она.

Эксперт напомнила, что чтение формирует наши нейронные связи и способности к любым точным наукам. В подтверждение своих слов Минаева привела такой пример. «Китайцы не понимали, почему они могут только копировать, а изобрести ничего своего не могут, тогда они стали изучать наших российских и европейских инженеров и программистов, и выяснили, что все наши инженеры в детстве читали научную фантастику и фэнтези — теперь в обязательном порядке в китайских школах читается фэнтези, это тоже ответ на вопрос тоже, для чего мы читаем», — отметила она.

Марина Владимировна Минаева, эксперт по работе с родителями, один из основателей издательства «Детская и юношеская книга»
Марина Владимировна Минаева, эксперт по работе с родителями, один из основателей издательства «Детская и юношеская книга». Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

О роли библиотек в формировании любви к чтению рассказал декан библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры Александр Михайлович Мазурицкий. «Задача библиотеки прежде всего помочь Вам найти нужную книгу. Дорогие мои, интернет и библиотека — разные вещи: интернет апеллирует понятиями информация библиотека оперирует понятиями информация и знания, и только опытный специалист хорошо с хорошим образованием может эту информацию перевести в знание и для каждого из вас выстроить индивидуальную траекторию обладания этим знанием, интернет же таких задач не ставит. Интернет — великая вещь для ученых, экспертов, правда всю информацию в нем надо проверять, но тем не менее ресурс его безграничен. Но тем не менее книга остаётся книгой», — считает он. 

«Не надо считать, что молодёжь не читает: вы читаете, но изменилось качество чтения, чтение становится более развлекательным, а вот тот сегмент чтения, которое относится к развивающему, просел очень сильно. Развивающее чтение даёт нравственные ориентиры в обществе, и в этом отношении надо работать. Одна из задач нынешней программы, которая занимается развитием чтения, должна быть направлена на пробуждение интереса к таким книгам. Нельзя никого заставить читать: у человека надо пробудить интерес, а это технология, это метод», — убежден Мазурицкий.

Солист группы «Зверобой» Александр Носков рассказал о том, как он полюбил классику в подростковом возрасте. Прежде чем стать музыкантом, он учился на фрезеровщика в профессиональном техническом училище, и педагог на уроках литературы просто читала студентам «Войну и мир» Льва Толстого. «И это возымело эффект. Нам очень нравилось, мы на урок литературы ходили с большим воодушевлением, и не потому, что будем спать. Она читала так интересно, с таким чувством, что лично я это запомнил на всю жизнь, сам ее подход к аудитории, к нам, остался в моей душе», — рассказал Носков.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Школьникам в зале он, в первую очередь, порекомендовал познакомиться с русской классикой. «Даже, может быть, лучше с русских сказок начать. Начните с Пушкина — одно, два, три стихотворения прочитайте, и дальше само пойдет. Мне кажется, что познать всю глубину русской культуры можно именно через русскую классику», — считает музыкант, известный своей патриотической позицией.

О своем понимании воспитательного характера литературы высказалась и писательница Александра Зайцева. «Считается, что литература должна учить и воспитывать, но я думаю, что в книгах нужно не навязывать, а предлагать какие-то вещи, которые интересны и важны автору, о которых ему хочется говорить. Я лишь предлагаю читателю тему для разговора, но не пытаюсь объяснять, что хорошо, что плохо. Говорю, что есть определенные аспекты жизни, они меня действительно беспокоят, и если они беспокоят вас, то у нас получится разговор, дискуссия, сопереживание. Воспитание же, как правило, — это взгляд сверху вниз, кто дал нам право на такой взгляд, чем мы лучше собеседника? Только когда мы разговариваем с позиции равных, когда мы не пытаемся внушать и убеждать, вот тогда мы получаем шанс быть услышанными», — убеждена она. 

Ребята из московских школ 1251 и 1498 задавали экспертам много неожиданных и глубоких вопросов, а одному из них даже предложили сотрудничество с издательством «Детская и юношеская книга». Все дети получили в подарок книги от Александры Зайцевой. 

Завершило встречу выступление Александра Носкова — солист группы «Зверобой» спел зрителям новую песню «Привет, Москва».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах