Статья Д. Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы». Тезисы
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев написал статью, в которой проанализировал нынешнюю ситуацию в мире и обозначил основные векторы дальнейшего развития России. Глава правительства при этом отдельно отметил, что его статья не является каким-либо программным документом, её основная цель — указать приоритетные задачи, которые предстоит решать государству.
АиФ.ru приводит основные тезисы статьи Медведева.
Россия показывает свою устойчивость к кризисным явлениям
Медведев пишет, что России удавалось своевременно и эффективно реагировать на экономические и политические вызовы последнего времени. При этом спровоцированы они были не только лишь политикой отдельных государств или же нестабильностью на мировых валютных и сырьевых рынках, но более глубокими фундаментальными причинами.
«При наличии разнообразных точек напряжения, локальных, региональных и иных кризисов в мире сохраняется неустойчивое состояние, из которого нет быстрого выхода. Говоря в том числе о ситуации, в которой находится Россия, вряд ли возможно и её быстрое ухудшение (хотя именно это нам предсказывали ещё недавно) и быстрый выход на траекторию такого роста, который был характерен для предыдущего десятилетия. Дело не только в геополитике и не в санкциях — ими можно объяснить лишь часть проблем. Сама геополитика и санкции являются результатом действия более общих и фундаментальных причин — глубокой трансформации системы миропорядка» — считает Медведев.
Роль США в мировой политике снижается, а роль Китая — возрастает
Медведев обращает внимание читателя на возрастающую роль развивающихся экономик, которые значительно увеличили своё влияние на мировые процессы. Наиболее ярким примером этого утверждения служит то, какой вес в последние десятилетия набрал Китай.
«На новую траекторию роста выходят развивающиеся страны. Они вносят серьёзные изменения в архитектуру мировой экономики. Так, если раньше практически любой кризис американской экономики отражался на всём мировом хозяйстве, и поэтому взгляды были прикованы именно к американскому рынку, то сегодня кризисные явления могут наблюдаться и при отсутствии спада в США — например, при серьёзном торможении китайской экономики», — пишет премьер.
Глава Кабмина отмечает, что новые реалии требуют от России «всё более активного развития сотрудничества» с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и странами – членами ШОС и БРИКС.
«Говоря о важности этого вектора сотрудничества, мы имеем в виду не только исторические связи, нашу совместную историю со многими из этих стран или текущую политическую ситуацию, сложившуюся в мире. Сама глобальная повестка, динамика рынков, направление финансовых, торговых, технологических потоков ясно указывают, что недооценка важности отношений с этими странами и регионами имела бы стратегические последствия», — считает Медведев.
Разворота на Восток не будет, Россия — европейская держава
Медведев указывает на то, что многовекторность российской политики не следует трактовать как «разворот на Восток» или же попытку откуда-то уйти и куда-то прийти. Глава правительства подчёркивает, что РФ — это прежде всего европейская страна.
«Россия не собирается покидать Европейский континент ни экономически, ни политически, ни ментально. С тех пор как Екатерина II в «Наказе комиссии по составлению нового уложения» подчеркнула: «Россия есть Европейская держава», — прошло почти 250 лет, и это при всех гигантских переменах в мире остаётся и будет оставаться истиной. Никто не должен рассчитывать оторвать нас от европейской цивилизации со всем её культурным многообразием. Отношения могут меняться и в будущем, но стратегическое направление останется неизбежным — сотрудничество, партнёрство, а при благоприятном развитии событий и формирование единого экономического пространства», — пишет глава правительства.
Санкции — неэффективный инструмент
Медведев считает, что политика санкций не является эффективной. По его мнению, мировой опыт показывает, что такой метод давления приводит лишь к значительному ущербу для обеих сторон.
«Разумеется, в мире можно найти немало примеров того, когда проводимая политика или конкретные решения не укладываются в такую повестку и даже ей противостоят. Именно к такого рода мерам относятся санкции. Зато нелегко найти примеры того, когда санкции оказывались эффективными, достигая тех целей, ради которых вводились. Рано или поздно санкции отменяются, и отношения между странами входят в нормальное русло», — пишет Медведев.
России необходимы серьёзные структурные реформы
Медведев уверен, что России для того, чтобы не остаться на задворках меняющегося мира, необходимо успеть провести структурные реформы, так как её экономика «остаётся пока в значительной мере неэффективной, отставая, например, по уровню производительности труда от стран-лидеров не на проценты, а в разы». Глава правительства считает, что «энергетические рычаги» себя исчерпали, поэтому требуется выстроить принципиально новый подход к формированию будущей модели роста.
«Нам придётся перейти к такой модели развития, которая позволит более успешно конкурировать, чем до сих пор. Это совсем не прежняя парадигма «догнать и перегнать» по мясу, молоку, тракторам и чугуну. Надо научиться быть лучше и быстрее, и в этом состоит единственный путь к цели в современном меняющемся мире», — пишет премьер.
Ставка на личность, а не на массы
Медведев пишет о ценности человеческого капитала, который должен быть поставлен во главу угла будущих преобразований. Ведь только так удастся остановить утечку мозгов за рубеж и провести эффективные реформы.
«Главное условие, без которого не найти адекватный ответ на вызовы нашего времени, на растущий уровень неопределённости и вариативности, — стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования. Это относится и к государствам, и к бизнесу, и к каждому человеку. Люди склонны к творчеству, и крайне важная задача государства в том, чтобы поощрять его, причём во всех сферах жизни», — отмечает Медведев.
Импортозамещение не означает изоляцию
Медведев уверен, что импортозамещение в перспективе обязательно благотворно отразится на конкурентоспособности российской экономики. При этом премьер-министр в своей стране предупреждает о риске ухода в крайности. Медведев пишет, что импортозамещение не должно означать полную изоляцию страны, что, как считает глава правительства, будет губительно для экономики.
«Способность экспортировать означает способность конкурировать, в том числе и с импортом. Такое импортозамещение может претендовать и на государственную поддержку. Разумеется, есть специальные сферы и очень конкретные виды продукции, когда импорт приходится замещать любыми способами и не считаясь с издержками. Но переносить эту специфику на экономику в целом было бы опасно (да по факту и невозможно)», — считает Медведев.
Перестраивать экономику шоковыми методами не будут
Медведев ставит задачу правительству «двойной сложности», чтобы в непростых условиях, проводя структурные преобразования, не допустить серьёзного снижения уровня жизни людей. Премьер считает, что приоритетными задачами Кабинета министров должны быть инвестиции в человека. Медведев пишет о неприемлемости ухудшения качества жизни людей для достижение сбалансированности бюджета.
«Ситуация меняется очень быстро, и не все готовы так же быстро принять эти изменения. Кто-то в силу психологии, а кто-то — в силу объективных причин. Дети, инвалиды, люди пожилого возраста, семьи с невысокими доходами — это те социальные группы, на которых мы в первую очередь должны «примерять» наши будущие решения», — указал премьер.
Как отмечает премьер, никаких планов существенного увеличения налоговой нагрузки в обозримой перспективе нет.
«В условиях торможения экономического роста бюджетные проблемы нельзя разрешать и за счёт повышения фискального бремени. Принято решение о том, что в ближайшие годы налоги не будут меняться в сторону повышения (в сторону понижения, пусть избирательно, это возможно)», — пишет Медведев.
Нужно сохранить и сбалансированный бюджет, и низкий государственный долг
Медведев уверен в необходимости сохранения двух важнейших макроэкономических достижений последних пятнадцати лет — сбалансированного бюджета и низкого государственного долга. Причём речь должна идти не только о федеральном, но и региональном уровне.
«Создание комфортных условий начинается с обеспечения макроэкономической стабильности. Низкая инфляция и сбалансированный бюджет остаются приоритетами для устойчивого развития страны. В ближайшие три года инфляция должна быть снижена до уровня 4%. Это важное условие и для роста благосостояния граждан, и для обеспечения доступности кредитов для бизнеса, и для большей предсказуемости экономической жизни в целом», — считает премьер.
«Каждому возрасту — особое отношение»
В статье глава Кабмина указывает на важность эффективного использовании пенсионных накоплений. При этом он подчёркивает, что, проводя реформу, государство должно обеспечить особое отношение к каждой возрастной группе людей.
«Дело не сводится к обсуждению возраста выхода на пенсию или к расходам бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Так, реальной становится проблема, которую можно сформулировать как „каждому возрасту — особое отношение“», — уверен премьер-министр.
Премьер в своей статье указывает на то, что нужно заранее готовиться к увеличению числа пенсионеров.
«Особенность пенсионных систем в том, что они очень инерционны, как и демографические процессы. В будущем мы можем столкнуться с ситуацией, когда численность людей пенсионного возраста сравняется с численностью работающего населения. Понятно, что она чревата резким повышением налогового бремени, снижением уровня пенсионного обеспечения и другими крайне неприятными последствиями. Чтобы избежать этого, наша экономика, финансы, социальная и сама пенсионная система должны отреагировать на такую перспективу заранее», — считает Медведев.
Кризис — это всегда возможность
По мнению Медведева, в периоды структурных кризисов появляется и шанс качественно улучшить своё положение на мировой экономической и политической карте.
Список приоритетных задач для устойчивого развития страны
В завершение статьи премьер приводит список из восьми первоочередных задач, которые позволят России улучшить ситуацию в экономике и социальной сфере.
1. Обеспечение макроэкономической стабильности, включая сбалансированность бюджета и последовательное доведение инфляции до целевого значения. Это повысит уровень предсказуемости и доверия в национальной экономике. Кроме того, снижение инфляции должно улучшить социально-экономическую ситуацию, сопровождаться снижением рыночных процентных ставок, то есть повышением доступности кредитов для бизнеса и для граждан.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов. Инвестиции в инфраструктуру и людей должны рассматриваться в числе самых приоритетных. При этом сбалансированность бюджета необходимо будет обеспечивать исходя из того, что фискальная нагрузка в ближайшие несколько лет повышаться не должна.
3. Последовательная реализация курса на привлечение частных инвестиций, на повышение их роли в обеспечении экономического роста. Государство уже использует и будет предлагать новые формы поддержки инвестиционной активности. Однако государственное стимулирование не должно быть безразмерным, а главное, государство не может заменить собой частных инвесторов. По способности привлекать частных инвесторов надо оценивать эффективность соответствующих звеньев государственного аппарата, в том числе руководство регионов.
4. Важнейшим источником инвестиций должны стать внутренние сбережения. Это стратегическая задача на долгие годы, но двигаться к этой цели нужно. В таком контексте мы будем рассматривать и вопрос об эффективном использовании пенсионных накоплений. Пенсионная, а затем и страховая система — главный источник формирования «длинных денег» в экономике.
5. Развитие малого и среднего предпринимательства как условие устойчивого экономического роста и одновременно как фактор обеспечения социальной стабильности. Динамика малого и среднего бизнеса является одним из наиболее значимых индикаторов экономического и социального здоровья страны.
6. Стимулирование конкуренции. Одна из главных причин слабой конкуренции — опасения за социальную стабильность на предприятиях и в регионах. Поэтому развитие современного рынка труда становится и социальной, и экономической проблемой. Формальный подход к её решению будет препятствовать ускоренному созданию высокопроизводительных рабочих мест.
7. Стимулирование роста несырьевого экспорта (в абсолютных цифрах и в долях от общего объёма экспорта). Кроме прочего, это стало бы показателем, что импортозамещение на самом деле заработало и начало приносить позитивные результаты.
8. Качественные сдвиги в эффективности государственного управления. Предстоит сформировать систему ответственности различных уровней и органов власти за принимаемые решения. Оценка чиновников и финансирование программ должны быть привязаны к конкретным результатам. Система принятия решений должна приобрести целостный и последовательный характер, с тем чтобы тактические решения не вступали бы в противоречие с заявленными долгосрочными ориентирами.