Что такое Алания?
В понедельник, 28 декабря, президент Южной Осетии Леонид Тибилов предложил переименовать страну в Республику Южная Осетия-Алания.
«Я поручу соответствующим службам и сделаю предложение парламентариям рассмотреть этот вопрос. Есть Республика Северная Осетия-Алания, предлагаю назвать нашу республику Южная Осетия-Алания, весь мир должен знать, что есть проблема разделённого народа», — заявил Тибилов.
О том, что представляло собой древнее государство Алания, рассказывает АиФ.ru.
Алания — средневековое государство в предгорьях Северного Кавказа, которое располагалось на территории российской республики Северная Осетия и государства Южная Осетия.
Существовало с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало в результате нашествия монголов.
Столицей Алании был город Маас.
Византийский император Константин Багрянородный (905–959 гг. н.э.) в сочинении «Об управлении империей» сообщал о местонахождении этой страны: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания».
Культура
Аланы, самые ранние упоминания о которых относятся к I в. н. э., первоначально представляли собой ответвление сарматского народа*. Во II в., то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая поздне-сарматская (или аланская) археологическая культура. Она была уникальна — только здесь одновременно употреблялись и мирно сосуществовали три типа евразийской письменности — тюркская руническая, греческая и арабская.
Религия
В 916 г. Алания приняла христианство от Византии. Этот период можно назвать переходным от язычества к христианству. Ибн Руста (ок. 290 г.х./903 г.) пишет: «Царь аланов (malik al-Lan) — христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство, — язычники, поклоняющиеся идолам».
Однако с середины X века Алания сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами. По свидетельству автора XII в. Никифора Василаки, в его время аланы уже были ревностными христианами:
«…Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что не поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан».
На территории южных провинций Алании до сих пор сохранились православные храмы VIII-IX вв.
Армия
Аланы были известны храбростью и воинским мастерством еще в римские времена.
Арабский автор Ал-Масуди (ум. в 345 г.х./956 г.) писал: «Правитель аланов — могущественный, очень сильный и влиятельный среди царей, может выставить 30 000 всадников».
В VII–VIII вв. произошли серьёзные изменения в военной технике и тактике. Именно к этому времени относится распространение сабли и стремян, выдвинувших на первое место легкую кавалерию. Если до VII в. аланский воин был тяжеловооруженным всадником с длинным прямым мечом, копьем, кинжалом и луком, то с VIII в. на смену тяжелому доспеху приходит лёгкая кольчуга, а меч заменяется саблей.
Основой аланского войска с IX в. была лёгкая кавалерия, которая на равнине могла наступать «лавиной», а в горах и предгорьях действовала небольшими группами. Намного большее значение, чем в прежние времена, приобрело пешее ополчение — особенно если воевать приходилось в горах.
*Сарматы — кочевой ираноязычный народ конца раннего Железного века (VI–IV вв. до н. э.), населявший степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана).