Что можно есть в Петров пост, и чем он отличается от Великого?
Последнее обновление — 8 июня 2015 года
Петров пост — летний, в зависимости от года длящийся от 8 до 42 дней и в отношении диеты не столь строгий, как Великий. Он посвящён в православии двум «первоверховным» апостолам — святым Петру и Павлу, на праздник в честь которых 12 июля всегда приходится завершение поста. А вот начинается этот, как иногда говорят ещё, Апостольский пост, через семь дней после Троицы, которую в этом году праздновали 31 мая.
Когда появился Петров пост?
Об этом посте христиане знали с первых веков существования Церкви — он, например, упоминается в «Апостольском предании» III века, оставленном святым Ипполитом Римским. Тогда этот пост считался «компенсаторным»: те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы) — и назывался постом Пятидесятницы (Троицы). Позже пост стал «Петровским», чтобы христиане уподобили себя апостолам, которые постом и молитвой готовились ко Всемирной проповеди Евангелия.
Что можно, а что нельзя есть в Петров пост?
«Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему.... Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много», — говорил святой Серафим Саровский. И добавлял: «По пятницам и средам, особенно же в четыре поста*, пищу, по примеру отцов, употребляй один раз в день, и ангел Господень прилепится к тебе». В этом последнем утверждении великого русского святого — почти всё, что, по большому счёту, следует знать по части постной диеты. Впрочем, если всё-таки говорить о церковном уставе, то на Петров пост предписано строго воздержаться от мясной и молочной пищи, а от рыбы можно воздерживаться не во все время, но по средам и пятницам.
Как постились в Петров пост в дореволюционной России?
Венчающий этот пост Петров день когда-то был не только большим церковным праздником: он считался сроком суда, днём взимания пошлин, платежа оброков и податей, днем уплаты у крестьян… Возвратившись из храма, разговлялись в Петров день «мандриками» — специальными пампушками, которые пеклись из пшеничного теста, яиц и сыра.
Что же касается непосредственно постных дней, то вот лишь одна история из мириады русских сюжетов, связанных с ними. 25 июля (7 августа) в церковном календаре празднуется память преподобного Макария Желтоводского. Этот нижегородский чудотворец жил в первой половине XV века и однажды, вместе со своими земляками, оказался в татарском плену.
В житие святого Макария сказано, что казанский хан, пленивший его, был столь восхищён мудростью и благочестием инока, что оказал ему знаки особого почтения и освободил вместе с другими пленниками, посоветовав им укрыться в дремучих костромских лесах. Устав и изголодавшись в дороге, спутники святого увидели лося и захотели его убить. Но святой Макарий не дал им благословения, поскольку шёл Петров пост. И все они, даже малые дети, предпочли бы умереть, нежели нарушить установленные Церковью правила, и ничего не ели до самого праздника святых апостолов.
29 июня, когда завершился пост, лось появился снова — тогда братия подстрелили его и с радостью вкусили пищу. «Добравшись до слияния рек Унжи и Волги, они основали новый монастырь. В этой обители святой Макарий пять лет жил, подобно ангелу, в посте и непрестанной молитве»...
Постный рецепт: мармелад
Для приготовления мармелада (это постный совет из книги Виктории Свердловой «Постные праздники») понадобится агар-агар — порошок с желирующими свойствами, который производится из морских водорослей.
Фруктовый или ягодный сок — 350 мл; агар-агар — 2 чайные ложки; сахар — в зависимости от того, какой используется сок, от 0,5 до 1 стакана.
Агар-агар замочить на 20 минут в 250 мл сока. Сахар и оставшийся сок довести до кипения. Добавить сок с замоченным агаром, прокипятить одну минуту, немного охладить и разлить по формочкам. Охладить в холодильнике.
*Имеются в виду многодневные посты: Великий пост; Петровский — начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днём апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский — с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский — с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января).