Чем ракета «Ангара» отличается от своих предшественниц?
«Самое ценное в этом проекте то, что „Ангара“ — вершина уже существующих технологий российской космонавтики, — рассказал „АиФ“ Сергей Александров, инженер-конструктор космических аппаратов, историк космонавтики, авиации, подводного флота и военной техники. — Все наши ракеты, которые сейчас летают, созданы на основе носителя „Зенит“, разработанного ещё в 1970-х. „Ангара“ же вобрала в себя достижения почти 30 лет развития промышленных технологий. При её строительстве используется множество невидимых простым глазом улучшений. Например, наш отечественный секрет — фрикционная сварка (сварка под давлением), которая существенно увеличивает грузоподъёмность. За счёт сильного трения при сварке металл, из которого состоит ракета, становится похожим на пластилин». По словам разработчиков проекта, им удалось уменьшить толщину свариваемых кромок, не теряя прочности. А тут важен каждый грамм: чем меньше металла в ракете, тем больше полезной нагрузки она способна вывести на орбиту.
«Вообще „Ангара“ — это не одна ракета, а целое семейство модульных ракет-носителей, которые создаются на базе отдельных блоков, от лёгкой „Ангары-1“ до тяжёлой „Ангары-5“, — рассказал „АиФ“ Игорь Афанасьев, специалист по ракетным двигателям и ракетам-носителям. — В целом возможности „Ангары“ оказываются не меньше, чем у ракет „Зенит“ и „Протон“, или даже превышают их. Подобных проектов пока не было ни в одной стране мира. По количеству разгонных блоков и числу двигателей „Ангара“ гораздо эффективнее „Протона“. „Протон“ летает на ядовитом гептиле, загрязняющем окружающую среду. „Ангара“ же в качестве топлива использует керосин, а в качестве окислителя — кислород, которые в разы менее токсичны.
К тому же это первый российский носитель, который сделан полностью на отечественных комплектующих, без участия зарубежных предприятий! Строго говоря, конечно, все нынешние ракетные технологии были заложены ещё в ракете „Фау-2“, созданной во время Второй мировой войны. Ничего принципиально нового с тех пор в ракетной технике не применяется. Но двигатели „Ангары“, работы над которой велись на протяжении 20 лет, отличаются тем, что функционируют на двухкомпонентном топливе, экономичны и экологически чисты. А самое главное — новый носитель базируется на космодроме Плесецк, откуда не очень удобно запускать грузы на геостационарную орбиту. А „Ангара“ при этом выводит нагрузку, соответствующую нагрузке „Протона“, который стартует с Байконура, расположенного существенно южнее».
Как утверждают источники в Государственном космическом НПЦ им. Хруничева, по коэффициенту грузоподъёмности (отношение веса полезной нагрузки к стартовой массе ракеты в полностью заправленном состоянии) «Ангара» занимает первое место среди всех мировых космических тяжеловесов, оставляя позади американские ракеты-носители Atlas V, Delta IV и европейскую Ariane 5.