Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника (часть 2)
В 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме царице Елене Равноапостольной удалось найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, Гроб Господен, а также Лобное место — место распятия Спасителя.
История установления праздника
Во время своего правления император Адриан (117 — 138) на месте разоренного императором Титом (79–81) Иерусалима приказал построить новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан, а холм, где был распят Иисус Христос, засыпать землей и забросать камнями. На самой Голгофе император построил капище Венеры, где язычники могли совершать свои жертвоприношения.
Согласно церковному преданию, мать Константина, Елена Равноапостольная, в 326 году отправилась в Иерусалим с целью найти места, связанные с земной жизнью Иисуса, и сам Крест, на котором было совершено распятие. Она долгое время расспрашивала христиан и иудеев о возможном месте нахождения Креста. Поиски эти не приносили результатов до тех пор, пока Елене не указали на пожилого еврея по имени Иуда. Он сообщил, что Крест зарыт там, где стоит языческий храм Венеры. После того, как капище было разрушено, под ним обнаружили Гроб Господень и неподалёку от него три креста. Патриарх Макарий поочерёдно возложил их на покойника, чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель. Мертвец встал из гроба живым, только тогда, когда был возложен на него Крест Господень.
Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель храма поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.
Особенности богослужения
Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня имеет один день предпразднества и семь дней попразднества.
Кульминационный момент праздника — когда священник, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. После чина возложения Креста следует Божественная Литургия.
Богослужение в день праздника отличается особой торжественностью.
В этот день христиане вспоминают еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение в 629 году из Персии обратно в Иерусалим. Во время царствования византийского императора Фоки персидский царь Хозрой II разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет и был возвращён при императоре Ираклии (610–641).
Воздвижение — постный праздник. «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью — Кресту Христову — на того семь грехов воздвигнутся!», «Кто скороми на Вздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощаются!», — говорили в народе о строгости однодневного Воздвиженского поста.
Народные традиции
Истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения на Руси в народе воспринимали по-своему. Считалось, что в этот день все змеи и ящерицы сползаются в одно место и проводят там целую зиму, вплоть до первого весеннего грома. Поэтому, в этот день (по-народному Сдвиженья) в домах тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы не заползли во двор змеи.
Праздник считался заключительным днем «бабьего лета».
В народе говорили:
«На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!»
«На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!»
«Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!»
«Воздвиженье — последний воз сдвинулся с поля, а птица — в отлет!»
«Воздвиженье осень зиме навстречу двигает!»
На Воздвижение в деревнях девушки ходили из дома в дом рубить капусту. Такие «капустенские вечерки» длились две недели, молодежь ожидала их с нетерпением, как и Масленицы. В домах пели песни, пили сладкие меды, подавали разные угощения. Молодые парни высматривали в это время себе невест-«капустниц». Свадьбы было принято гулять на Покров день — 10 октября.