..Кто же в стране главный?
Политики и эксперты спорят на тему возможного «двоевластия». Мол, кто же будет главным в стране - президент Медведев или будущий премьер Путин? У ответа на этот вопрос, как у медали, есть три стороны - «лицевая» (прописанные в Конституции и законах полномочия), «оборотная» (реальное влияние и авторитет) и «ребро» (эмоционально-психологическая составляющая отношений двух лидеров).
1С точки зрения Основного закона полномочий больше у президента страны. Он - глава государства, гарант Конституции, Верховный главнокомандующий. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, подписывает законы. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, принимает решение об отставке правительства, представляет кандидатуры на посты председателя Центробанка, судей высших судов, генпрокурора, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В особых случаях он может распустить Госдуму, назначить референдум, ввести военное или чрезвычайное положение…
Премьер-министру закон позволяет организовывать работу правительства, предлагать президенту структуру органов исполнительной власти и кандидатуры на должности вице-премьеров и министров. Впрочем, силовые министерства и ведомства подчинены напрямую президенту. Также он вправе отменить любые постановления и распоряжения правительства.
2Есть полномочия, которые чётко не прописаны, а определяются в процессе управления. Например, в последнее время заговорили о намерении замкнуть на правительство губернаторов и полпредов. Глава Минрегиона Дмитрий Козак на днях заявил, что региональные власти будут отчитываться перед кабинетом министров за социально-экономическую обстановку в своих вотчинах. И хотя кандидатуры губернаторов местным парламентам предлагает президент, оценка их работы (а значит, и влияние на «региональный этаж» вертикали власти) может стать прерогативой премьера. О том же говорят и настойчивые слухи о судьбе полпредов президента в федеральных округах. По одним данным, их вовсе упразднят, по другим - поручат сосредоточиться на экономическом развитии регионов и курировать работу местных представительств федеральных министерств и ведомств. То есть подчиняться полпреды будут не только президенту, но и премьер-министру. Не стоит забывать и о том, что именно правительство распоряжается всеми финансами страны, контролирует бюджет. А деньги - это большая власть.
3Избранного президента как-то спросили: за кем же останется последнее слово при принятии решений - за Путиным или Медведевым? Ответ сводился к простой формуле: Россия - президентская республика, но «с сильной исполнительной властью». О Путине Медведев говорит с подчёркнутым уважением, давая понять, что такого премьера в новейшей истории страны ещё не было. То есть супер- опытного, покинувшего Кремль после 8 лет президентства на пике популярности да вдобавок уже возглавлявшего Белый дом (с августа 1999 г. по май 2000 г.). Очевидно, что самые важные вопросы они собираются решать по взаимному согласию. Молодой президент не станет «гнать лошадей», стремясь на полную катушку воспользоваться огромной властью. Дополнительным фактором влиятельности Путина станет должность председателя «Единой России». Нельзя сбрасывать со счетов и хорошие чисто человеческие отношения двух руководителей - их 17-летнее знакомство и особое «чувство локтя», о котором говорил Путин.
4Кто бы из двух начальников ни был в стране главным (по своему кругу вопросов), хочется надеяться, что самым главным в России будет всё-таки… её народ. Так, собственно, и записано в Конституции («народ - единственный источник власти»), так принято во всех демократических странах. Задача власть имущих - не меряться полномочиями, а думать об интересах миллионов людей, как бы пафосно это ни звучало. Позволять обществу самостоятельно решать ключевые вопросы жизни страны, становиться в полном смысле слова «гражданским».