Каждый писатель имеет свою духовную родину, место, которое становится вечным и прекрасным рефреном всего творчества. Для Константина Паустовского одним из таких источников вдохновения стал Крым. Как поддерживают сад-экспозицию умелые садовники, нам рассказала заведующая Домом-музеем К. Г. Паустовского Ирина Котюк.
Мотивы творчества
– Местом духовного паломничества писателя был Крым, однако своей личной дачи во вдохновенном крае он не имел. Что послужило идеей открытия дома-музея именно здесь?
– В письме от 1938 года Константин Георгиевич напишет: «Весь Старый Крым в цвету, в распустившихся орехах и каштанах… неправдоподобный воздух, очень душистый, мягкий и прозрачный. Я работаю. Здесь очень хорошо работать в саду…»
Спустя 11 лет, в 1949 году, он остановится в доме по улице Карла Либкнехта, 31, у медсестры Веры Романовны Олейниковой (Рутковской). Снимать комнаты он будет для «покоя, размышлений и поэзии». Вот этот дом и станет позже музеем писателя. Инициатором его создания стала Надежда Садовская, заслуженный работник культуры Республики Крым. Она же является автором нашей обширной экспозиции.
Мы сохранили исторический интерьер, поддерживаем и развиваем литературно-биографическую экспозицию музея, а также стараемся не забывать о главенстве природы в художественном наследии Паустовского. Так, всё пространство сада, каждое растение отражают мотивы из творчества писателя.
Вопреки засухе
– Посетителей встречают у входа две крепкие и высокие берёзы, что просто удивительно для крымского климата! Как они появились на даче?
– Осенью 2005 года сотрудники музея высадили их вдоль входной аллеи. Эти две берёзки символизируют присутствие в нашем саду природы средней полосы России, которой Константин Паустовский всегда восхищался и которую искренне любил. Учитывая то, что эти деревья не относятся к эндемикам Крыма и с огромным трудом, практически чудом здесь приживаются, сотрудники музея постоянно тщательно ухаживают за ними. Часть секрета в уходе за такой нетипичной лиственной породой кроется в обильном поливе и постоянном наблюдении за поддержкой влажности почвы в нашем засушливом климате. Благодаря этому всех посетителей встречают два ухоженных и высоких дерева.
Лучшие строчки
–Как сад смог превратиться в выставку под открытым небом?
– В саду работает экспозиция «Зелёный мир Константина Паустовского». Для неё были отобраны наиболее яркие и интересные цитаты из произведений о растениях и природе. Таблички расставили по территории всего сада. Большинство из них размещены возле того растения, которое упоминается в произведении писателя. Только представьте: у цветущего куста можно увидеть табличку со следующими строками: «Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя».
И действительно, такое необычное прикосновение к творческому наследию через окружающую нас природу по-новому воздействует на посетителей. Важно не только рассказать биографию, уточнить моменты из жизни писателя, но и указать на подобные мельчайшие детали, которые помогут открыть его произведения с новой стороны.
– Сколько всего здесь растений?
– В этом году были проведены санитарные вырубки, и на освободившемся пространстве получилось высадить 3 ели и 3 туи. Они отлично приживаются, тем более, что туи являются типичными жителями крымской флоры. Надо отметить, что с момента существования нашего музея мы стремились объединить на территории нашего сада природу средней полосы России и Крыма, при этом стараемся высаживать те виды, которые упоминаются в произведениях Паустовского. У нас можно увидеть такие растения, как ели, хосты, казацкие можжевельники, юкки, ленкоранскую акацию, калину, яблони, кизил, гибискус, айву, черешни и вишни.
Помнит писателя
– Остались ли живы растения со времён писателя?
– Единственным растением на территории сада, сохранившимся с 1949 года и до наших дней, является огромный куст сирени. Всех посетителей в момент его цветения всегда чарует копна красивых и густых цветков. О его возрасте говорит весьма внушительный по толщине ствол, а также раритетная фотография из фондов нашего музея. На ней изображена хозяйка дома Вера Романовна Рутковская возле совсем ещё маленького кустика.
Каждую весну мы вспоминаем, что нашей сиренью любовался Константин Паустовский.
– Многие опытные садовники не всегда могут справиться с такой задачей, как сохранение особо привередливых и нежных экземпляров. Обошлось ли без потерь в таком хрупком растительном музейном фонде?
– На момент открытия музея в саду рос огромный вековой грецкий орех, который был свидетелем всех событий, происходивших на территории усадьбы. Он не смог пережить достаточно суровую и нетипичную для этого края зиму 2006 года. Тогда столбик термометра доходил до –30°C. К весне орех стал угрожающе крениться, спасти его было невозможно, пришлось спилить. Осталась только фотография этого ветвистого исполина. Сейчас на месте углубления, образовавшегося от корня, сооружён пруд.
Паустовский часто упоминал орешники. В городе «цветов, тишины и развалин вековые ореховые деревья протягивали чёрные ветви над черепичными крышами» («Чёрное море»), а сами «листья ореха, вялые от зноя, пахли лекарственно и терпко» («Жизнь Александра Грина»).
Именно здесь, в Старом Крыму, было лирическое пристанище писателя: «Крошечный дом, сад, как клумба, олеандры. Пышный букет. Гладиолусы. Сила и чистота любви, очарование жизни. Это выше всего…»