Совсем необязательно куда-то уезжать из страны, чтобы увидеть сад, выполненный в европейском стиле.
Про единственную такую усадьбу в России – Ореховно – нам рассказал ландшафтный архитектор Александр Гривко.
Вернуться на родину
– Александр, мне всё время кажется, что от того, где появился человек на свет, зависит в какой-то степени его будущее. Вот, скажите, не родись вы на Псковщине, вышел бы из вас ландшафтный архитектор с мировым именем?
– Конечно же, нет. Псковский край с самого детства прививал мне чувство стиля, местность здесь богата сохранившимися историческими ценностями. Город Псков был образован на древнем славянском поселении, где позже на узком скалистом мысе – месте впадения реки Псковы в реку Великую – был построен кремль. Архитектурный ансамбль органично вписался в эту местность. Вместе со взрослыми я посетил кремль в раннем детстве, а позже – картинную галерею с шедеврами известных русских художников. Ведь, по сути, ландшафтный архитектор – это тоже художник пейзажей, только выполняет он свои замыслы не на холсте, а на открытых природных пространствах. В области есть Пушкинский заповедник. В него входят Михайловское – родовое гнездо матери поэта, Петровское – имение его предков Ганнибалов и Святогорский монастырь, где он похоронен.
– У Александра Сергеевича образ дерева как символа мироздания просматривается во всём его творчестве. Например, такие строки: «Где липы престарелы с черёмухой цветут». Или вот ещё: «Люби… прохладу лип и клёнов шумный кров – они знакомы вдохновенью». Несколько лет поэт прожил в имении своей матери – Михайловском в Псковской области, где жизнь без столицы не показалась скучной: он создал свыше 100 произведений. За атеистические взгляды его отправили на Псковщину в ссылку. А вас что заставило вернуться в родной край?
– Провёл детство в деревне Ореховно, что расположилась вблизи реки. Места здесь всегда были удивительные – цветочные луга, красивые травы. Природа не поскупилась, создав живописный рельеф, чистейшие прозрачные озёра, тайгу. Около 30% территории области заняты лесами: распространены лиственные, смешанные и хвойные. Есть и редкие растения – свыше 150 индивидов занесены в Красную книгу. Моя мама обладала редким качеством – умела отвлечься от повседневных забот простым созерцанием окрестных местностей, радоваться приходу каждого сезона, смотреть на красивые растения и любоваться ими. К сожалению, она рано ушла, но в память о ней я решил разбить сад. Сейчас моё частное владение – усадьба Ореховно – имеет почётный статус единственного европейского сада в России.
Сад на 500 сотках
– На какой площади разбит сад? Что он в себя включает?
– Сразу захотелось создать что-то масштабное, исторический оммаж усадебной культуры. Из энциклопедии садовых стилей взяли самые лучшие: английский пейзажный, итальянский и французский регулярный. Здесь можно ознакомиться с элементами архитектуры, присущими многим образцам европейского садового искусства. Приглядел два участка земли площадью 5 га (500 соток), расположенных на противоположных сторонах реки. Десятилетие назад на них были огороды, но потом они оказались заброшенными. Центральной точкой сада стал усадебный дом – маленький замок, выполненный в нормандском стиле. С одной стороны окружил его светлым итальянским садом, с лужайками из ландышей, крокусов и подснежников, где каменная скульптура Амура уже ищет, в кого бы нацелить свой лук. Вместе с партнёром по проектам Марком Думасом разбили и английский пейзажный парк. Он отличается нестрогостью линий, сочетанием извилистых тропинок с вековыми липами. На противоположном берегу реки создали классический русский усадебный сад. То есть такое естественное содружество разных по ухоженности растений, когда стриженые кусты растут вместе с нестрижеными, как будто садовника отвлекли другими поспешными делами. Ну и, конечно, готический грот – фрагмент якобы старинного фасада французской церкви – стал архитектурной изюминкой этого сада.
– Александр, а какие приёмы при создании сада использовались?
– Основа планировки садов усадьбы – это классическая школа садово‑паркового искусства. Есть несколько основных осей, расходящихся от основного дома и старой части парка и от перекрёстка липовых аллей, где теперь находится основной вход в сады усадьбы. На эти оси «нанизываются» сады. Композиции из растений, разделяющие разные сады, образуют кулисы, которые дают возможность правильно расставить акценты, задают глубину перспективы и создают интригу для прогуливающегося по садам. Создавая или реконструируя сад, я всегда вспоминаю японскую поговорку: «Выразительность скупа, всё лишнее безобразно» и придерживаюсь этого правила.
– Что за растения растут в саду? Есть ли представители импортной селекции?
– Откуда только не привозились растения в этот сад! Большую часть сортов и гибридов закупили в Германии – стране, которая веками традиционно выращивает культуры, обеспечивая сады и парки Европы качественным материалом. В советское время культура частного садоводства в России была практически утеряна, а вот в конце 80‑х и в 90‑е годы был поставлен окончательный крест не только на отечественной селекции, но и на интродукции растений. В начале 2000‑х усадьба Ореховно стала центром по проведению исследований. Вместе с Марком Думасом завозили новые сорта и виды растений, занимались районированием и подвергали их испытательным формирующим стрижкам. Мы стали законодателями моды, показали на своём примере, что карликовые сорта спиреи японской хороши не только в виде солитеров альпийских горок, но и прекрасны в качестве бордюров. Сегодня в средней полосе России ландшафтные архитекторы и садоводы-любители умело используют наши наработки. Нам удалось создать оригинальные тенистые беседки из арок дуба черешчатого с рябиной или просто декоративных яблонь с райскими яблочками. Кроме того, завезли в страну и привили вкус к бересклетам крылатым в форме шаров и зонтов, иргу Ламарка с облаком кроны, парящим на множестве извилистых стволов. Почти половина растений, которые стали привычными взгляду и являются бестселлерами всех садовых центров, первоначально нашли своё место в этом саду.
Тренд – зелёная архитектура
– Расскажите про опыт оригинального сочетания растений. Что с чем лучше смотрится, как правильно подобрать соседей для растительного сообщества?
– У каждого садовода свой собственный вкус. Если начать об этом говорить, то есть множество нюансов типа того, что гортензию древовидную хорошо подбить бордюром, расположив на фоне тёмной зелени и т. д. Всё всегда непросто при разбивке сада. Нужно не забыть и про другие параметры, например про освещённость: на какую сторону смотрит композиция, ветка какого дерева и с какой стороны над ней будет бросать тень, какой тип почвы присутствует.
– Вы причисляете себя к последователям Андре Ленотра, автора проекта и реконструкций королевских садов и парка в Версале, который главную роль в композиции отводил растениям, а не рукотворным нагромождениям в виде строений. Сложно ли создавать зелёную архитектуру? Как часто приходится проводить обрезку и формирование?
– Основные обрезки растений делаются один раз в год в период покоя, до начала сокодвижения. Стрижки делаются один-два раза в сезон в зависимости от вида растения и вашего желания. Если хочется немного художественного беспорядка и романтичности, достаточно одного раза, а если захотелось строгости и торжественности, то можно два или три раза.
– Можно ли на 6 сотках создать весенний цветущий мини-садик? Из каких деревьев и кустарников? Сможете привести пример такого красочного уголка?
– Шесть соток – это немало, вполне может получиться самодостаточный и большой сад. Владельцы роскошных лондонских особняков позавидовали бы таким грандиозным размерам. Всё что угодно можно осуществить на такой площади! Причём чем меньше участок, тем интереснее каждый уголок, тем легче продумать и с ювелирной точностью создать нечто неординарное. Например, знаменитый партер Ореховно с переплетённым узором из двух сортов карликовой туи западной с зелёной и жёлтой хвоей как раз размером с 6 соток и будет, если даже не поменьше.
Покорить Европу
– Помимо Ореховно вы блестяще выполнили ряд проектов в России: Ильинские дачи, Жуковка, Сады Майендорф, Немчиново, Горки, Серебряный Бор, Николино, Стольное, Ильинское, Суррей, Бенилюкс и Барвиха. А был ли успех за рубежом?
– На северо-западе Франции, на Алебастровой скале Нормандии, раскинулся частный сад «Сады Этрета», открытый для публики. Этот живописный уголок побережья омывает пролив Ла-Манш. Местность известна своими яблоневыми садами, развитым животноводством. Именно тут появились известные французские марки сыров – камамбер, диваро и пон-л’эвек. Чистый воздух, натуральные продукты, размеренная жизнь глубинки – что ещё нужно творческому бомонду? Здесь по многу лет жили и писали свои произведения Виктор Гюго, Александр Дюма, Ги де Мопассан. Выразительную природу заприметил великий импрессионист Клод Моне. Художник подолгу останавливался в местечке Этрета для проведения пленэров. В 1905 году его подруга – комедийная актриса мадам Thébault – решила разбить на утёсе Амон сад. И вот уже второй век подряд эти сады открыты для посетителей.
– Конечно, разбить сад на открытом и солнечном месте – это уже половина успеха. У нас же в стране мала вероятность такого сочетания условий?
– Конечно, такое открытое, напоенное влагой Ла-Манша пространство – одно из самых благоприятных для роста и развития растений. Но в то же время сады расположены на скале, имеющей большой уклон, то есть особый эксклюзивный дизайн здесь просто необходим. Сады принимали посетителей второй век подряд, и уже настала пора подумать об их реставрации. Вместе с командой приняли участие в воссоздании излюбленного места отдыха, разбили новые сады, увеличили общую площадь. Так искусство встретилось с природой, а команда стала лауреатом престижной премии European Garden Award в номинации «Лучшая реставрация исторического сада».
Нормандское чудо
– Природный ансамбль «Сады Этрета» входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и ещё его называют одним из чудес Нормандии. Что там удивительного?
– В нём растения сливаются со скалами, изящно подчёркивая береговую линию горизонта. Сады на вершине Алебастрового берега выполнены в стиле неофутуризма, их ровно семь. В первом саду Аватара – божества, нисходящего на Землю – открывается портал в сюрреализм. Здесь есть заводной лес, поющий свою мелодию ухоженного и здорового зелёного сообщества, и кусочек моря, на котором пластиковая инсталляция «Ракушка» погружает зрителей на морское дно, и деревянная тарелка, сделанная немецким мастером из старого дуба. В «Саду Эмоций» на невысоких стриженых кустарниках разместились капли дождя – громадные головы, каждая выражает какое-то чувство.
– Самый известный – «Сад Впечатлений». Именно отсюда открывается вид на противоположную скалу с приметной аркой, размытой водами пролива. Там, где стоит скульптура Клода Моне, и находится лучшая обзорная площадка?
– Да. Именно отсюда художник и писал картины. Несколько его работ посвящены Этрета. На пейзажах есть заход на Ла-Манше – розовые воды в ослепительно-белых скалах, оживлённый зонтичный пляж на краешке берега, регата из парусных спортивных судов. Скульптуру Моне украшает шляпа, защищающая взгляд от солнца, художник протянул руку с кистью к мольберту и пишет очередной шедевр.
– Что в планах?
– Давно не навещал Ореховно, мечтаю доделать прибрежные сады, завершить «Свадебный сад». Традицией стали фотосессии молодожёнов. Сначала мы пускали знакомых, но сейчас к нам едут со всей области. Наш сад ассоциируется с новым жизненным этапом – рождением любви и семьи.