АиФ.ru: «Кураж» называют и детским интерактивным театром, и семейным театром, пропагандирующим интерактивные спектакли. Какие из этих определений ближе к истине? Что для вас на первом месте — дети или взрослые? Или, возможно, интерактив, взаимодействие со зрителем?
Михаил Долоко: Для меня на первом месте нескучное действие на сцене. Тогда оно будет одинаково интересно и детям, и взрослым. Только тогда возможен и интерактив, и та удивительная атмосфера, которая бывает только в театре.
— Станиславский когда-то сказал: для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее. В чем для вас заключается вот это «лучше, тоньше, культурнее и совершеннее»?
— Отвечу одним словом, которое вмещает в себя всё, о чем говорил гений русского театра. Играть надо честно.
— Детские елки сейчас проводят, кажется, все театральные труппы в стране, и у многих коллективов есть какие фирменные новогодние спектакли. Какое представление является фирменным для «Куража» и почему?
— Я правда не могу выбрать какой-то один спектакль. Их градация касается только возраста. Нельзя играть одно и то же действие для 8-летнего человека и для 3-летнего. И родители часто совершают большую ошибку, не обращая внимания на возрастные рекомендации. В остальном принципы одни и те же. Весело, не скучно, интерактивно.
— На сайте театра «взрослый» раздел гораздо скромнее «детского», но имена драматургов говорят сами за себя. Шекспир, Мольер, Гоголь, Грибоедов, Войнович — это уж просто наш современник. Почему в нем именно эти пьесы? Не планируете расширять эту часть репертуара? И за счет чего он мог бы быть расширен?
— Вы забыли упомянуть потрясающего итальянца, кстати, тоже нашего современника — Луиджи Луннари. Что касается вашего вопроса, то вы сейчас задели самую больную струну моего творческого я (улыбается). Ставить можно только тогда, когда тебя пробило. Это сложно объяснить... Когда тебя начинает буквально трясти от литературного материала. Это должно быть что-то очень своё, очень тебя волнующее. Просто самоутверждаться на сцене неприлично. Драматургия для меня — это желание что-то попытаться понять, разобраться в чем-то по-настоящему. Ищем! Как говорят, следите за афишей!
— «Кураж» работает двадцать лет, за это время наверняка появились какие-то традиции. Они проявляются на сцене? И на что должны обращать внимание зрители, чтобы увидеть их?
— Боже упаси! Как только театр обрастает традициями, он становится мёртвым. И это совсем не моё открытие. Подлинный творческий процесс всегда изменчив и непредсказуем. А зрителям не надо указывать, на что именно нужно обратить внимание. Они сами всё видят и понимают, каждый на своём уровне.
— Вы долгое время работали в «Атриуме», сейчас перебрались на ВДНХ. Отвечает новая площадка вашим потребностям и потребностям ваших зрителей? Есть какие-то премьеры, которые вы готовите специально под нее?
— Я очень благодарен «Атриуму», если бы не его руководство, не уверен — существовали ли мы сегодня... Театр можно делать в любом месте. Все площадки разные, и к ним, конечно, надо приспосабливаться. Но я надеюсь, что в недалеком будущем мы въедем в свой новый дом. Во всяком случае, помолитесь за нас или подержите кулачки. Кто как может, и большое вам за это спасибо!