Примерное время чтения: 9 минут
2201

Электротеатр «Станиславский»: дитя «бескровной революции»

Фасад элетротеатра «Станиславский».
Фасад элетротеатра «Станиславский». Пресс-служба Электротеатра «Станиславский»

Масштабная реформа по преобразованию старых театров, запущенная в столице несколько лет назад, продолжается. 26 января в историческом здании на Тверской улице открывается Электротеатр «Станиславский» — бывший драмтеатр имени К.С. Станиславского, переживший реконструкцию и получивший не только новое имя, но и руководителя в лице Бориса Юхананова. АиФ.ru рассказывает о том, каким будет обновленный театр.

Руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов
Руководитель Электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов. Фото: Предоставлено пресс-службой Электротеатра «Станиславский»

Театр света

В фойе легендарного московского театра еще пахнет ремонтом — работы здесь ведутся больше года, и пока задумки осуществлены не в полной мере. Однако все необходимое для полноценной работы в театре уже есть: на месте традиционной сцены-коробки появился зал-трансформер, пригодный для любого типа постановок; фойе, которое обещает стать самостоятельным пространством для проведения выставок и лекций, а также шесть репетиционных залов, склад декораций и крупнейший в Москве пошивочный цех. Реконструкцию театра осуществило архитектурное бюро Wowhaus, ранее занимавшееся преобразованием Парка Горького и кинотеатра «Пионер». В скором времени комплекс дополнит первый в столичной практике театральный двор, откуда можно будет смотреть спектакли, идущие на Малой сцене. Также во дворе будут проходить перформансы и постановки уличных театров, различные городские мероприятия.

Проект сцены Элетротеатра Станиславский
Проект сцены Элетротеатра «Станиславский». Фото: Предоставлено пресс-службой Электротеатра «Станиславский»

В итоге должен получиться целый театральный квартал, вход в который будет открыт не только для обладателей билетов на спектакли Электротеатра, но даже для прохожих, спонтанно решивших «заглянуть на огонек». По словам руководителя Wowhaus Олега Шапиро, процесс реконструкции шел при активном участии театрального руководства. «Вместе нам удалось сделать открытое культурное пространство в центре Москвы», — сказал Шапиро на пресс-конференции, посвященной открытию обновленного театра Станиславского.

Проект внутреннего двора Элетротеатра Станиславский
Проект внутреннего двора Элетротеатра «Станиславский». Фото: Предоставлено пресс-службой Электротеатра «Станиславский»

Перед архитекторами стояла сложная задача приспособить историческое здание под нужды современного театра. Первую часть названия Электротеатр «Станиславский» получил в наследство от Электротеатра «АРС» — популярного кинозала, который находился здесь с 1915 года. После революции помещение было отдано Детскому театру Натальи Сац, затем московскому ТЮЗу. В 1950-х здание перешло Оперно-драматической студии Станиславского, которая позже превратилась в известный столичной публике драматический театр. Проект Электротеатра сочетает традиции и современность: например, высокотехнологичные театральные конструкции и элементы современного дизайна здесь соседствуют с восстановленной лепниной начала XX века. Приставка «электро» (как и логотип со светящейся лампочкой), кроме отсылки к истории здания, символизирует свет, который театр будет нести зрителям. «Электротеатр в переводе с греческого означает «театр света», а имя — это магия судьбы», — объяснил АиФ.ru художественный руководитель Борис Юхананов.

Проект фойе Элетротеатра Станиславский
Проект фойе Элетротеатра «Станиславский». Фото: Предоставлено пресс-службой Электротеатра «Станиславский»

Революция без жертв

«Мы делаем театр, суть которого в представлении искусства режиссуры, — говорит Борис Юхананов. — Я убежден, что в центре театра, как и сто лет назад, располагается трудная, огромная профессия режиссера». Но, по его словам, Электротеатр «Станиславский» отнюдь не станет авторским театром Юхананова. «Я хочу представлять здесь по-настоящему выдающихся мастеров и давать возможность молодым режиссерам участвовать в этой чудесной бескровной театральной революции».

Согласно этому принципу и формируется репертуарная политика театра. В нынешнем сезоне зрителей ждут премьеры известных мастеров европейского театра — греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, итальянца Ромео Кастелуччи, немецкого мастера Хайнера Геббельса и, конечно, самого Бориса Юхананова. Что касается молодых режиссеров, то для них в театре предусмотрен целый проект на малой сцене: серия дебютных спектаклей учеников Юхананова, объединенных 11-томным литературным трудом «Золотой осел» древнеримского писателя и философа Апулея.

Режиссёр Теодорос Терзопулос
Режиссёр Теодорос Терзопулос. Фото: Предоставлено пресс-службой Электротеатра «Станиславский»

При реформировании старого театра всегда возникает болезненный вопрос: что будет с репертуаром и актерами театра. Например, в свое время приход Кирилла Серебренникова в Театр имени Гоголя (ныне Гоголь-центр) вызвал скандал внутри труппы. Гораздо более гладко с этой точки зрения прошло назначение худруком Театра имени Маяковского Миндаугаса Карбаускиса, который сразу же задействовал в новом репертуаре актеров «старой гвардии», подарив им новые актуальные роли, и при этом сохранил часть старого репертуара.

У Электротеатра «Станиславский» в этом смысле свой путь. С одной стороны, все старые спектакли сняты из репертуара. По словам Юхананова, это связано с новым пространством театра — адаптировать для него уже существующие постановки не имеет смысла. При этом худрук отметил, что ни с одним артистом театр не расстался, и все они будут задействованы в будущих постановках. Так, главные роли в готовящемся спектакле худрука «Синяя птица» исполнят корифеи театра Владимир Коренев и Алевтина Константинова.

Борис Юхананов и Теодороса Терзопулос
Борис Юхананов и Теодороса Терзопулос. Фото: Предоставлено пресс-службой Электротеатра «Станиславский»

«При первом знакомстве с труппой я был потрясен — это люди, открытые будущему, полные уважительного отношения к искусству театра и огромного потенциала», — отметил Борис Юхананов. — Мы всей нашей художественной деревушкой отправимся в космос, будем встречаться с самыми разными режиссерами. Все это уже началось, приходите и посмотрите«.

Открывается театр постановкой «Вакханки» греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. «Вакханки» — первое театральное воплощение мифа, основой которого стал конфликт инстинкта и разума. Энергию древнегреческого театра Терзопулос помещает в четкую форму, свойственную его спектаклям. При этом режиссер соединяет российскую театральную традицию с традицией древнегреческой трагедии, зрелых актеров труппы — с актерами младшего поколения. Главную роль в спектакле — бога Диониса — играет прима Электротеатра Елена Морозова, а в роли Агавы выступит приглашенная актриса Алла Казакова.

Актриса Елена Морозова в спектакле Вакханки
Актриса Елена Морозова в спектакле «Вакханки». Фото: Предоставлено пресс-службой Электротеатра «Станиславский»

«Очень важно, что этот театр открывается сразу на уровне межкультурного диалога. Русская традиция, древнегреческое произведение и современное его воплощение — я хотел показать путешествие в глубину и в будущее», — сказал Терзопулос. Греческий режиссер также добавил, что для него большое значение имеет возможность представить свою постановку именно в российской столице. «Все были уверены, что в XXI веке проблем станет меньше, но мы видим, что это не так, — заметил он. — Люди переживают кризисы, катастрофы, войны, а мы как художники должны реагировать на это. Сегодня мы видим, что при поддержке правительства Москвы возникает новое художественное образование, способное противостоять этой опасности. Я думаю, что здесь будет дан ответ ужасной ситуации, складывающейся в результате глобализации, ведь она дает нам много хорошего, но еще больше плохого».

Кроме «Вакханок», до конца сезона Электротеатр представит пять премьер: «Анна в тропиках» Александра Огарева (16 марта), «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи (18 июля), а также три проекта в постановке художественного руководителя Электротеатра Бориса Юхананова — «Синяя птица» (25 февраля), «Стойкий принцип» (22 апреля) и оперный сериал на музыку шести современных российских композиторов «Сверлийцы» (8 июня).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах