Примерное время чтения: 5 минут
17030

Девушка с сильным характером. «Пиковая дама» в Большом стала балетом

Лиза — Елизавета Кокорева. Елецкий — Марк Орлов
Лиза — Елизавета Кокорева. Елецкий — Марк Орлов Дамир Юсупов / Большой театр

В середине декабря в Большом театре состоялась премьера двухактного балета «Пиковая дама» в постановке хореографа Юрия Посохова. Одну из центральных партий исполнила молодая балерина Елизавета Кокорева. Наша беседа с ней — о премьере и молодёжном направлении в главном театре страны.

Как ветер в волосах

Наталья Косякова, aif.ru: — Елизавета, вы не первый раз работаете с Юрием Михайловичем? 

Елизавета Кокорева: — Да, с его хореографией я познакомилась в балете «Нуреев», когда получила там небольшую роль. Правда, с самим Посоховым я не работала — попала уже в готовый спектакль, но хорошо поняла, что хореография его необычная, неклассическая, что это не просто вариации. Помимо того, что она всегда музыкальная, она ещё и очень душевная, очень танцевальная, и всегда там есть драматургия. 

У меня был лишь не очень большой кусочек, но я прочувствовала характер Нуреева — по тому, как он обращается с балериной, и характер самой танцовщицы, которая, несмотря на его выпады, всё же должна чувствовать себя артисткой балета. 

Потом была «Чайка», где я исполняла партию Заречной, — там в ходе постановочного процесса первый раз работала с хореографом индивидуально. Это было очень интересно, хотя на первых порах мне, не имевшей опыта работы над спектаклем, было сложновато понять, чего именно хочет постановщик. Юрий Михайлович — человек творческий, такой не станет много раз показывать, что да как. Вот пошло у него от души, от музыки — и нужно очень быстро запомнить, подхватить, а главное — прочувствовать. 

Это не механический процесс, он с душой, Посохов всегда за танец, за живые эмоции, за живое тело, а не просто за красивые чёткие линии и чёткую технику. Мне даже кажется, что ему неважно, насколько технически ты что-то сделаешь, но ценно, чтобы всё было очень танцевально, певуче. В моём представлении, его хореография как постоянный ветер в волосах. Так на «Чайке» мы достаточно сблизились, и я начала его понимать. 

Сцена из спектакля. Лиза — Елизавета Кокорева. Графиня — Вячеслав Лопатин.
Сцена из спектакля. Лиза — Елизавета Кокорева. Графиня — Вячеслав Лопатин. Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

— И вот теперь — Лиза в «Пиковой даме». Чем она вам интересна?

— Я, конечно, и повесть Пушкина читала, и либретто Модеста Чайковского к опере, и Лиза представлялась мне мягкой, наивной девушкой. А Юрий Михайлович поправил, сказав, что у Лизы сильный характер, она с крепким стержнем, гораздо сильнее Германа, который в итоге сходит с ума. Моя же героиня, всё пережив, остаётся в трезвом сознании, и у неё складывается своя личная жизнь. Вот этим как раз мне образ Лизы и интересен. 

Кстати сказать, сам хореограф даже в день премьеры решил в постановке что-то поменять, добавить, что-то ещё раз уточнить, доработать. С «Чайкой» такого не было. Здесь, наверное, было больше волнения и проникновения в сюжет.

— А как вам осовременивание этой истории?

— Думаю, повесть актуальна и в наши дни, поэтому Юрий Михайлович и сделал историю на все времена. Он говорил, что ему хотелось какого-то Космоса, какой-то бесконечности. И в конце наш Герман уходит туда, где Луна, где Вселенная. Думаю, он хотел показать нечто из области нереального — Герман ведь у нас не умирает, он лишается рассудка и уходит куда-то в бесконечность. 

Дорогу — молодым 

— Былую славу балету Большого вернул нынешний его руководитель Махар Вазиев. Имея за плечами блестящий опыт художественного руководства балетной труппой в Мариинском и в Ла Скала, в 2016 году он пришёл в Большой. И теперь талантливые артисты вновь мечтают танцевать в главном театре страны, балетная труппа снова активно гастролирует и приумножает его славу во всём мире, открылась дорога для молодёжи. 

— Я влилась в труппу в 2019-м и, конечно, могу подтвердить ваши слова. Талантливой молодёжи наш руководитель предоставляет бесценную возможность себя проявлять, он видит весь её потенциал, не даёт застаиваться, открывает возможность двигаться вперёд, дальше, пока у артистов ещё много сил, пока есть характер, творческое бешенство, огонь и желание вложить и отдать всё.

— Под руководством Вазиева и при поддержке «Ингосстраха» с 2020 года развивается молодёжная балетная программа, а в этом году стартовала ещё и программа для хореографов, как вы можете оценить их пользу?

— Да, действительно, в театре появились две очень важные, на мой взгляд, программы — программа для хореографов и молодёжная балетная программа. Это прекрасная возможность для развития! Некоторое время назад, приходя утром на занятия по классическому танцу, я стала замечать группы молодых танцовщиков, похоже, только выпустившихся из хореографических училищ. Я заинтересовалась, и оказалось, что это как раз та самая молодёжная балетная программа в поддержку юных артистов. Все они, прислав свои видеозаписи, прошли отбор, их заявки выиграли среди сотен других, и ребята получили возможность заниматься с педагогами Большого, посещать репетиции, а самые талантливые — даже попасть в труппу. Таких уже девять. Эти ребята большие молодцы, и прекрасно, что балетный коллектив пополнился такими хорошими артистами. Программа продолжается, я вижу всё новых и новых участников. И замечательно, что существует такая возможность, ведь не каждому по силам вот так запросто из другого, может, очень далёкого города, взять и попасть в Большой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах