Примерное время чтения: 6 минут
14407

Кому-то мы там нужны. Как наши музыканты Запад покоряли

Группа Little big.
Группа Little big. Кадр youtube.com

Мы уже привыкли к тому, что российская классическая музыка регулярно представлена как минимум в номинациях премии «Грэмми». Отечественные дирижеры, певцы и певицы выступают на лучших площадках других стран, их приглашают ведущие театры мира — в общем, они пробились на западный музыкальный рынок и чувствуют себя там своими. Другое дело — рок- и поп-музыка, которая еще до распада СССР пыталась завоевать сердца западных слушателей, но так толком и не преуспела в этом.

Причин этому много — когда-то, например, музыкальные обозреватели отмечали явную вторичность и отсталость того же русского рока, который ничем не может удивить взыскательный слух западного меломана. С поп-певцами вообще сложно — на Западе и своих девать особо некуда, что доказывает песенные конкурсы «Евровидение» или «Сан Ремо». Конечно, определенного успеха на западной сцене наши музыканты всё же добивались — но сейчас об этом могут со знанием дела рассуждать, пожалуй, только диджеи, которые делают треки на хорошем мировом уровне. А вот русский поп и рок особыми достижениями похвастаться не может.

Борис Гребенщиков, конец 80-х

Одним из первых покорителей Запада в 80-е стал лидер и основатель группы «Аквариум», уже имевший безусловный авторитет среди других русских рокеров. Записать альбом ему предложили в 1987-м, всё происходило в Нью-Йорке, а в записи участвовал Дэйв Стюарт из группы Eurythmics; некоторые вокальные партии на пластинке исполняла певица Энни Леннокс.

Почти все песни с альбома «Radio Silence» были новыми и англоязычными. На родине его приняли с сомнением, да и успех в США и других странах оказался под вопросом — пластинка еле попала в топ-200 чарта Billboard (на 198-е место), особым событием она не стала, и у компании CBS пропало желание выпускать сразу несколько альбомов Гребенщикова, как было предусмотрено контрактом.

«Парк Горького», конец 80-х

Стас Намин пошел по иному пути завоевания условного Запада. Он собрал музыкантов, с которыми уже работал раньше, именно с прицелом на зарубежную аудиторию; в состав группы вошли, например, вокалист Николай Носков и гитарист Алексей Белов. Год они провели в СССР, репетируя и сочиняя новый англоязычный репертуар, потом удачно выступили на разогреве у доехавшей до Ленинграда группы Scorpions, поучаствовали в международном проекте по борьбе с алкоголизмом — и уехали в США. У них было покровительство Джона Бон Джови и контракт с компанией Polygram; в августе 1988 года группа, которую в итоге назвали Gorky Park, выпустила одноименную дебютную пластинку. Успех был ограниченный, но заметный — альбом поднялся на 80-ю строчку в Billboard 200. Состав группы менялся; ушел Носков, его сменил Александр Маршал. В 1992-м вышел второй альбом «Moscow Calling», который позволил команде завоевать популярность в некоторых странах Европы. В середине 90-х «Парк Горького» оформил окончательное расставание с Наминым; группа существует до сих пор под руководством Алексея Белова (он заодно пишет песни для своей жены Ольги Кормухиной).

Витас, 2000-е

Певец Виталий Грачев прославился в начале нулевых, когда записал композицию «Опера № 2» и выпустил дебютный альбом «Философия чуда». Он, конечно, стал популярным, продолжил записываться, но настоящий прорыв ждал его в Китае в 2006-м, куда он приехал для участия в днях российской культуры. Его выступление показали на китайском канале CCTV, и Витас стал кумиром для миллионов китайцев; в 2009-м он даже получил почетное звание народного артиста КНР. У певца в Китае есть свой фан-клуб, он постоянно дает концерты на больших площадках, участвует в кино (китайская «Мулан» 2009 года) и вообще чувствует себя там как дома. При этом он остается востребованным и в России, и в других странах мира — хотя в последние годы всё больше уходит от прославившего его фальцета.

«Тату», нулевые

Дуэт двух девчонок-школьниц тоже прославился в самом начале нулевых. Лесбийский имидж, бодрые песни (дебютом стала композиция «Я сошла с ума») принесли Лене Катиной и Юле Волковой известность в России и несколько престижных наград; с помощью своего продюсера Ивана Шаповалова они успешно пробились на западный рынок, а их англоязычный альбом «200 km/h in the Wrong Lane» (аналог «200 по встречной») разошелся тиражом в 7 млн экземпляров. В 2003-м они заняли третье место на «Евровидении» (хотя продюсеры были уверены, что девушек засудили); позже интерес к группе начал спадать, но распался дуэт лишь в 2009 году. Катина и Волкова начали сольные карьеры, которые, конечно, не были такими же успешными. С другой стороны, превзойти успех «Тату» никто из российских музыкантов так и не смог.

Little Вig, 2010-е

Группа из Питера и появилась на свет случайно и популярной стала благодаря возможностям интернета. Илья Прусикин и его товарищи снимали клипы на нарочито грубом английском с жутким акцентом, делали упор на некие «русские традиции» («Every Day I’m Drinking») — и это неожиданно дало свои плоды. Little Вig регулярно выступают в Европе, их там знают, и у музыкантов там есть поклонники. Так что решение выбрать именно эту команду на «Евровидение 2020» было, может, и неожиданным, но в духе времени — и жаль, что их хит «Uno» не прозвучал со сцены конкурса европейской песни.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах