Картина «К чуду» (в другом варианте перевода – «К восхищению») был одним из самых ожидаемых на Венецианском кинофестивале. Оно и понятно: Терренс Малик – фигура разом и легендарная, и одиозная, вокруг него вот уже почти сорок лет не утихают жаркие споры. Одни считают Малика абсолютным гением, другие называют картины знаменитого американца «набором претенциозных банальностей» и не понимают, за что «этому безумцу» все время дают призы. Призов у режиссера, действительно, много - практически каждую его картину (а их у Малика, не считая «К чуду», пять) отметил тот или иной крупный фестиваль.
Его дебют - снятый по реальным событиям криминальный триллер «Пустоши» - получил главный приз в Сан-Себастьяне. За второй фильм - «Дни жатвы» - Малика в 1979-м назвали «лучшим режиссером» в Каннах. Появившаяся ни много ни мало через двадцать лет «Тонкая красная линия» завоевала «Золотого Медведя» Берлинского кинофестиваля. А год назад Терренс Малик стал обладателем Золотой Пальмовой Ветви за «Древо жизни» - монументальное полотно о человеке и Вселенной, о созидании и разрушении. Картина тогда расколола каннскую публику на два, практически враждебных, лагеря. Ее сторонники утверждали, что это шедевр, противники сочли «дешевой эзотерикой», бездарным симбиозом программ National Geographic с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Споры были бурные.
Показанный в нынешнем венецианском конкурсе «К чуду» не вызвал столь острых острых дискуссий: фильм не понравился почти всем. Даже самые преданные поклонники режиссера отнеслись к новой работе мастера скептически. Сюжет картины - если в данном случае вообще можно говорить о сюжете - незамысловат. Русская девушка Марина (ее играет украинка Ольга Куриленко), мать-одиночка, расставшись с первым-мужем французом, встретила новую любовь - американского писателя Нила (Бен Аффлек). Она очень хочет быть счастливой и сначала ей это даже удается. Марина и Нил искрятся от счастья, наслаждаются своей любовью. Мы мы видим их идиллию в Париже, затем наблюдаем, как они едут на Монт-Сен-Мишель - небольшой скалистый остров в трехстах километрах от Парижа. Во Франции его называют Чудом, отсюда и название фильма. Перед нами пейзажи невероятной красоты, прекрасные лица героев. Однако постепенно идиллия нарушается, отношения героев портятся, они изменяют друг другу, расстаются, страдают, безуспешно пытаются снова быть вместе.
Оскароносный оператор Эммануэль Любецки, постоянно работающий с Маликом, виртуозно фиксирует на камеру всю окружающую его красоту, которая сопровождается музыкой Чайковского и других великих классиков. Но чуда не происходит - такое ощущение, что зрителям показывают еще один вариант «Древа жизни», только гораздо менее талантливо исполненный. Собственно, это и стало основной причиной весьма нелицеприятной реакции на фильм. Большинство журналистов по окончании показа громко закричали «бу-у».
Пресс-конференция, на которую режиссер, по своему обыкновению, не явился (Малик никогда не ездит на фестивали, даже за Каннской ветвью не приехал), собралось от силы ползала. На вопросы представителей СМИ отвечали продюсеры и Ольга Куриленко - ни Бен Аффлек, ни Хавьер Бардем, исполнивший в картине роль мятущегося священника, в Венеции не появились. Как и Рэйчел МакАдамс - очередная звезда, попавшая «под монтажерские ножницы» Терренса Малика. Ее роль, изначально довольно значительная, превратилась в несколько эпизодов. Это еще одна «причуда» мастера - если в процессе монтажа какой-то из персонажей вдруг покажется ему лишним, Малик безжалостно избавляется от него. Так, например, в свое время персонаж Микки Рурка вообще исчез из «Тонкой красной линии», а единственная копия, на которой актер присутствует, хранится теперь у него дома.
Что же касается пресс-конференции «К чуду», то на ней, как и несколькими днями ранее, не обошлось без Достоевского. Правда, в отличие от нашего Кирилла Серебренникова, признавшегося в нелюбви к писателю, Терренс Малик, по словам поработавшей с ним актрисы Ольги Куриленко, относится к Достоевскому с большим почтением.
- Когда мы с Беном готовились к съемкам, Терренс, для лучшего понимания наших персонажей, попросил нас прочитать Достоевского и Толстого. Мне пришлось за три месяца перечитать три великие русские книги: «Преступление и наказание», « Идиот» и «Анну Каренину». Я читала эти книги в детстве, но мало что тогда поняла. Думаю, к этим книгам надо возвращаться раз в десятилетие, и каждый раз будешь находить в них что-то новое», - призналась Ольга журналистам. Неизвестно пока, как оценит жюри новое творение Терренса Малика, но известно уже, что режиссер продолжит попытки удивить зрителей. Сейчас он работает сразу над двумя проектами - «Рыцарь кубков» и «Путешествие времени», подробности которых пока не разглашаются.