Примерное время чтения: 17 минут
414

Талантам нужно помогать. Гранты Президента для творческих людей

«Парадные спектакли Петергофа».
«Парадные спектакли Петергофа». Фото: Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»

11 января Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) объявил о старте приема заявок на очередной грантовый конкурс. Он станет двенадцатым за 2,5 года существования Фонда, это — беспрецедентное количество конкурсов, организованных одним институтом развития в такие сроки.

Как подать заявку, кто может это сделать, и на какие суммы можно рассчитывать?

О новых возможностях для творческих команд России мы поговорили с генеральным директором ПФКИ Романом Кармановым.

Внимание на высоком уровне: «зеленый свет» для творческих и креативных

Создание ПФКИ позволило крупным, масштабным проектам как запуститься, так и масштабироваться, а у небольших творческих команд в регионах, в том числе в отдаленных местностях, появился реальный шанс самостоятельно получить государственную поддержку. Для всех — как опытных, так и начинающих, получение гранта Президентского фонда культурных инициатив — это шанс заявить о себе, найти новых партнеров, вывести проект на более высокие позиции. Решение Президента о создании ПФКИ и распределении денежных средств на поддержку творческих и культурных проектов в таких масштабах при системе, когда заявку может подать любой россиянин, имеющий творческую задумку, — уникальное явление и пример для других стран. Получение президентского гранта — настоящая победа для команды, грант получает каждый 9-10 проект, конкуренция сравнима с конкурсом на поступление в престижный вуз. За 11 завершенных конкурсов поддержку получили свыше 7200 проектов из 65000 поданных заявок, общая сумма распределенных средств уже превысила 25,4 млрд рублей.

Подать заявку на грант ПФКИ могут некоммерческие организации, муниципальные учреждения, индивидуальные предпринимали и коммерческие организации. В уставе Фонда написано, что он должен оказывать всестороннюю поддержку проектам в сфере культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий. Так и получается — помимо денежной, авторы инициатив получают информационную и консультационную поддержку, участвуют в больших обучающих программах по социокультурному проектированию и в акселераторах.

Новый конкурс — новые возможности

АиФ: Как правильно оформить заявку на грант, если у людей не крупный проект, а небольшая творческая идея? С чего нужно начать?

Роман Карманов: Во-первых, любому лидеру проекта нужна хорошая команда единомышленников. Во-вторых, нужно четко понимать целевую аудиторию проекта, а также ее реакцию на вашу идею — нужен ли проект в конкретной местности конкретным людям? Что касается оформления идеи в проект, совет простой — начинать нужно с ознакомления с документами и прохождения обучающего курса по созданию заявки, а также изучения ее структуры. Положение о конкурсе, методические рекомендации по написанию заявки и бюджета, даже чек-лист самопроверки лежат на главной странице сайта. Для людей, готовящихся заранее, есть опция заполнения тестовой заявки, она полностью дублирует настоящую. Для тех, кто никогда раньше не оформлял проекты и тех, кто не сумел победить в прошлых конкурсах, есть серия подкастов для заявителей, и видеокурс «Короче, гранты». К старту каждого нового конкурса мы проводим стартовые вебинары. В этот раз это специальный выпуск нашей программы «Культурная волна», в основу легли вопросы от наших заявителей, мы собрали их заранее и постарались ответить на них максимально подробно.

— На какие суммы могут рассчитывать команды, участвующие в грантовых конкурсах ПФКИ?

— Авторы творческих проектов могут рассчитывать на средства, которые реально необходимы для реализации их творческой задумки. Важно грамотно обосновать вашу смету, а предполагаемые затраты должны соответствовать социокультурному эффекту — важности для отрасли, числу вовлеченных зрителей, охватам, аудитории проекта, числу благополучателей, яркости идеи, значимости проекта. Заявки подаются в четырех категориях по суммам гранта: до 500 тыс. руб., от полумиллиона до 3 млн руб., от 3 до 10 млн руб. и свыше 10 млн.

Создавать проекты и идти вслед за мечтой

— Есть ли шансы на победу у тех, кто подает проект впервые?

— Конечно. У нас в каждом конкурсе более половины победителей — команды, которые впервые участвовали. Разобрались, хорошо прописали проект, привлекли партнеров, описали свой опыт, хорошо обосновали актуальность, доходчиво донесли свою идею и составили грамотную смету. Вообще, у нас есть в Фонде правило «Трех Д» — Доказательность, Достоверность и Детализация. Это нужно помнить и держать в голове, формируя заявку.

— Подаются ли повторно те, кто не сумел победить? Или опускают руки?

— Подаются. У нас есть команды, которые победили с 11, 10 и 9 попыток. Мы гордимся ими, их настойчивостью и движением к цели. Когда общаюсь с теми, кто победил не с первой, и даже не со второй и не с третьей попытки, убеждаюсь, что все было правильно. Проекты, как отмечают сами авторы, действительно требовали доработки, а команда не всегда была готова к реализации идеи. Часто во время доработок заявки проекты претерпевают большие изменения, иногда — кардинальные. Есть два пути: проанализировать, осознать ошибки, доработать и подать заявку снова, не бояться, не отчаиваться, идти вслед за своей мечтой, или просто навсегда закрыть перед собой двери новых возможностей.

Палитра творческих проектов — от классического искусства, сохранения традиций и народного творчества до туризма, гастрономии, стартапов и новых технологий

— С какими идеями приходят в Фонд?

— С абсолютно разными. Каждый поданный проект, сегодня их около 65000, это уникальная история. Одинаковых нет. У нас 16 направлений креативных индустрий, и все они отражены в проектах. Театр и музыка в самых разных их проявлениях, поиск новых талантов, открытие новых имен, медиапроекты, фильмы, анимация, мода, VR, AR, видеомейпинг, компьютерные игры и приложения, урбанистика, гастрономия, классическое искусство, производители — от мастерской елочной игрушки и кружек из бересты до промышленного производства модных коллекций и тканей, ювелирных украшений, народных инструментов, музеи, выставки, шоу, образовательные курсы и программы для творческих людей, различные мероприятия и конкурсы — фестивали, премии, гастроли, концерты. Палитра творческих проектов, действительно, красочная. И новые штрихи на эту картину наносят авторы креативных идей.

— Есть мнение, что у государства деньги лучше не брать...

— 7200 творческих команд уже доказали, что это возможно, и в этом нет ничего страшного. Если у вас яркая идея, полезный проект для общества, прописан бюджет, вы понимаете стадии реализации своей идеи, вы не столкнетесь с проблемами. А если будут возникать вопросы, знайте, что Фонд всегда стоит на стороне авторов проектов-победителей, за каждым закрепляется сразу три сотрудника: куратор проекта, финансовый аналитик и координатор по информационному сопровождению. Мы рассматриваем все вопросы, в том числе нестандартные, и стараемся помочь, найти решение. У нас это успешно получается.

— А кто оценивает проекты?

— Творческие люди, профессионалы своего дела. Сейчас пул экспертов — порядка 1000 человек, они анонимные, по условиям договора с Фондом не имеют права говорить о том, что они являются нашими экспертами. Сделано это, чтобы обеспечить прозрачность оценки и предотвратить возможные попытки влиять на независимую оценку. Каждый проект оценивают 2 или 3 эксперта, они не знают друг друга, не знают, кто рассматривает этот же проект. Проект из Саранска может оцениваться экспертом, к примеру, экспертом из Комсомольска-на-Амуре, а заявку из Новосибирска могут оценивать в Крыму. Система автоматически назначает экспертов, в соответствие со сферой их творческих интересов, профессиональной деятельностью. Именно поэтому так важно доказать, почему в вашем регионе, в конкретной местности, важна реализация творческой инициативы. Эксперт может не знать специфику вашего региона настолько, чтобы самостоятельно, без помощи, оценить важность реализации проекта именно здесь. Помогите ему проникнуться идеей и ее значимостью для общества.

— Поменялся ли за 11 конкурсов подход заявителей к написанию проектов?

— Заявки стали более качественно прорабатываться. Это результат большой работы — мы ездим по регионам и встречаемся с авторами творческих проектов, профессиональными сообществами, проводим много обучающих программ, записываем вебинары, подкасты, видеокурсы. Идеи становятся смелее, масштабнее, люди поняли, что даже самые нестандартные решения могут найти поддержку и показаться другим интересными. В то же время, авторы проектов, победившие несколько раз, увеличивают и запрос — проекты становятся более глобальные, запрашиваемые суммы тоже, но и партнеры появляются более крупные. Правильное развитие творческих инициатив.

«Снегурочка 2.0». Фото: ПФКИ

Новые бренды регионов создаются при помощи ПФКИ

— Вы говорили про проекты для отраслей. Что вы имели ввиду?

— Мы называем такие проекты системными, то есть, важными для целой сферы. Таких проектов не очень много, но они заметны. Например, победу одержал проект «Киноконструктор», по названию понятно, что он для кинематографистов, актеров, киноспециалистов, готовых участвовать в новых проектах, а также потенциальных инвесторов. Там можно и новые кинолокации указывать, а значит, и регионам, которые работают с системой рибейтов, кто думает и о туристической привлекательности региона, это тоже интересно. Есть проект «Биржа актеров», и там у нас есть реальные истории трудоустройства начинающих актеров, в Хабаровске есть большой проект по созданию анимационного кластера и международного фестиваля, поддержан фестиваль «Дорога в цирк», важный для молодых представителей циркового искусства, есть проекты в сфере оперного искусства, для театральных менеджеров, молодых медийщиков, по выявлению новых имен среди специалистов видеомеппинга и т.д. Если вы знаете, чего не хватает вашей сфере деятельности для системного развития, создавайте заявку, прописывайте идею, подавайте проект на конкурс.

— Есть ли проекты, которые, к примеру, способны привлекать туристов в регион?

— Есть даже проекты, которые уже становятся новым брендом региона. К примеру, на самарский фестиваль «Сам.Фест», хабаровские «Арсеньев Live» и «Анимур», сочинский фестиваль классической музыки «Роза Хутор. Классика», на «Ночь Чайковского» в Клину, всероссийский конкурс и фестиваль видеомейпинга «Страна Света», который проходит в Санкт-Петербурге, на калининградскую «Кантату» билеты покупают заранее, как только становится понятно, что мероприятия состоятся, после первых анонсов дат. Не всегда есть оплата за вход, где-то до региона просто нужно доехать. Точкой притяжения стал и вахтанговский дом-музей во Владикавказе, сад и дом-музей Ракицкого в Тарусе, это Калужская область, и Парк Мельниц под Курском, мастерская елочной игрушки под Великим Новгородом. Есть проекты, приуроченные к датам, на которые приезжают со всей страны, к примеру, в Курске прошел большой концерт «50 дней и ночей», посвященный 80-летию победы в Курской битве, в Кремлевском дворце с успехом прошла большая программа, посвященная Расулу Гамзатову к его юбилею. Традиционно интерес вызывает музыкальный фестиваль «Дорога на Ялту», иностранцы со всего мира приезжают в Россию, чтобы исполнить наши песни времен Великой Отечественной войны на своем языке, в дуэте с нашими звездами. Все эти проекты получили поддержку ПФКИ, и, скажу больше, многие из них реализованы впервые именно благодаря полученным грантам. Конечно, имея крепкую команду, со временем они были бы реализованы, но этот путь был бы гораздо длиннее, и, возможно, лет через 5 мы бы увидели совсем другие проекты, отличающиеся от первой идеи.

— Вы назвали Самару, Хабаровск, Подмосковье, Калининград, Санкт-Петербург... А есть ли уже явные лидеры среди регионов? Те, кто наиболее активно участвует и побеждает в конкурсах? Где живут самые активные творческие команды страны?

— Москва, Санкт-Петербург, Удмуртская Республика, Белгородская область, Татарстан и Башкортостан, Новосибирская, Свердловская и Самарская области, Краснодарский край, Нижегородская, Тюменская, Московская, Иркутская и Челябинская области — эти регионы занимают первые 15 строк федерального рейтинга по количеству проектов-победителей. Призываю остальные регионы в новом конкурсе активнее информировать жителей о возможности подать заявку на грант.

— Жители новых регионов уже включаются в конкурсную борьбу?

— С авторами творческих проектов новых регионов ведется отдельная работа — мы выезжаем на места, общаемся с жителями, проводим обучающие курсы, открыли проектный офис в Луганске и планируем в ближайшее время открыть в Мариуполе. Новые регионы включаются, подают заявки самостоятельно (ДНР — 33 заявки, ЛНР — 4 заявки, Херсонская область — 2 заявки), и в содружестве с партнерами из других регионов. С новыми субъектами Российской Федерации связано 574 проектов, сумма поддержки составила 4,2 млрд рублей. Это инициативы, которые создаются местными командами, проекты от других регионов, реализующиеся на местах, к примеру, фестиваль «Звезды над Донбассом», а также различные конкурсы и мероприятия, в которых могут принимать участие жители новых регионов. Есть и проекты, направленные на поддержку семей участников СВО. Кроме того, в прошлом году реализована большая программа поддержки учреждений культуры и спорта новых регионов — мы собрали точечные запросы от 2115 организаций и помогли с закупкой необходимого оборудования и инвентаря, ремонтом. На эти цели направлено еще 2,5 млрд рублей, это средства наших партнеров. Инфраструктура, новое оборудование, сшитые костюмы, созданные декорации, я уверен, будут помогать авторам творческих проектов в партнерстве с учреждениями культуры реализовывать новые, значимые проекты.

— Как подать заявку, в какие сроки и где следить за новостями?

— Вся информация есть на сайте фондкультурныхинициатив.рф, там же подается заявка через личный кабинет. Новости, в том числе срочные, можно прочитать в группах Фонда в социальных сетях и в телеграм-канале «Культурная волна. Гранты ПФКИ», проще всего следить за новостями, подписавшись на обновления. Заявки можно подавать с 11 января по 20 февраля, завершим прием в 23:30 по московскому времени.

«Фестиваль Традиция». Фото: ПФКИ

Справка:

Сайт — фондкультурныхинициатив.рф

Кто может подать проект?

— негосударственные НКО

— коммерческие организации

— муниципальные учреждения (кроме казенных)

— индивидуальные предприниматели.

Тематические направления конкурса:

«Нация созидателей», «Великое русское слово», «Я горжусь», «Место силы», «Культурный код», «Молодые лидеры», «История страны: история преодолений и побед. Вехи», «Многонациональный народ» и «Мы вместе».

На конкурс могут быть поданы:

— межотраслевые, сетевые культурные и кросскультурные проекты;

— стартапы в области культуры, искусства и креативных индустрий;

— проекты, предусматривающие проведение фестивалей, премий, форумов в области культуры, искусства и креативных индустрий;

— образовательные и наставнические проекты, в области культуры, искусства и креативных индустрий (включая цифровые технологии);

— проекты в области современной популярной культуры;

— проекты по выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры, искусства и креативных индустрий;

— проекты в области культуры и академического (классического) искусства;

— проекты креативных индустрий, в том числе в области литературы и издательского дела, дизайна, моды, арт, музыки и саунд-дизайна, архитектуры и урбанистики, новых медиа, мультимедиа технологий, кино, театра, игр, создания и развития инфраструктуры креативных индустрий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах