Маленькие дети иногда кидают на пол любимые игрушки, если родители заставляют делать какие-то неприятные вещи — например, есть или ложиться спать вовремя. Во взрослом возрасте такие трюки обычно не срабатывают, но кое-кто все равно пытается — хотя использует не копеечных пупсов, а многомиллионные шедевры мирового искусства.
Так, в последнее время среди экоактивистов стало модным пытаться повредить картины известных художников в разных музеях мира. Делается это под предлогом борьбы против климатической катастрофы и широко освещается в СМИ.
На какие картины нападали активисты?
Первый резонансный случай произошел в Великобритании 14 октября — тогда активисты движения Just stop oil («Просто остановите нефть») облили консервированным томатным супом картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи», которая экспонируется в Национальной галерее Лондона, и приклеили себя к стене. Картина заслуженная — это четвертая версия сюжета, который Ван Гог объединил в несколько серий; она была написана в 1887 году, на аукционах не выставлялась с 1924-го, поэтому известна лишь оценочная стоимость полотна — около 72 млн фунтов стерлингов.
Любопытно, что активисты этого же новорожденного движения (оно было создано в феврале 2022-го) нападали на картины еще в июле — объектами атаки были «Телега для сена» английского художника начала XIX века Джона Констебла (выставляется также в Национальной галерее) и копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи из Королевской академии художеств. Впрочем, тогда акции противников нефти остались практически незамеченными — но шум после нападения на Ван Гога показал другим желающим правильный путь.
Вскоре произошел инцидент в музее Барберини (Потсдам, Германия) — там молодые экологи из группы Letzte Generation («Последнее поколение») облили картофельным пюре картину французского импрессиониста Клода Моне из серии «Стога сена». Следом еще одни противники нефти и газа облили овощным супом еще одну картину Ван Гога «Сеятель», которая была представлена в римском Палаццо Бонапарте.
В Мадриде, видимо, консервированные супы добыть не удалось, поэтому экоактивисты просто приклеили себя за руки к рамам двух картин Франсиско де Гойи — «Маха обнаженная» и «Маха одетая» в музее Прадо. Ну а самой свежей целью стал классик поп-арта Энди Уорхол — в Национальной галерее австралийской Канберры активисты также обошлись без жидкостей и лишь приклеили себя к рамам выставленных там картин из серии «Банки с супом Кэмпбелл».
Что произошло с картинами после атак активистов?
Ничего плохого. Как правило, объекты внимания активистов были защищены стеклами, так что на картины не попали в изобилии разлитые супы и пюре. Двух девушек, которых задержали в Лондоне после нападения на «Подсолнухи», обвинили лишь в порче рамы, которая, конечно, тоже имеет ценность, но явно несопоставимую со стоимостью полотен.
Нет однозначного ответа на вопрос, почему акции экоактивистов обошлись без «жертв» среди полотен. Возможно, нападавших подвело отсутствие нормального образования — они могли предполагать, что сумеют повредить картины даже сквозь защитные стекла. Или, например, они сознательно выбирали защищенные объекты для своих атак, чтобы после не выплачивать по суду огромные компенсации за реставрацию.
Исторические прецеденты, кстати, имеются — в 1997 году российский акционист Александр Бренер нарисовал краской из баллончика знак доллара на картине Малевича «Белый супрематический крест», которая выставлена в городском музее Амстердама. Бренера задержали и судили; он пять месяцев отсидел в тюрьме, еще пять ходил под условным сроком и выплатил $10 тысяч на реставрацию полотна. Правда, и в те времена нашлись защитники вандала — они полагали, что таким образом акционист создал новое произведение искусства, но не уточняли, зачем нужно было ради этого портить картину Малевича.
Не только за экологию — почему нападают на картины?
Что примечательно, вандализм в отношении картин давно уже стал чем-то привычным. На знаменитую «Мону Лизу» да Винчи нападали четыре раза, и каждый раз у преступников имелось объяснение своего странного поведения. В 1914 году в рамках борьбы за женское равноправие суфражистка Мэри Ричардсон порезала ножом «Венеру с зеркалом» Диего Веласкеса — картина, кстати, висела все в той же лондонской Национальной галерее. И только на «Ночной дозор» Рембрандта в амстердамском Рейксмузеуме чаще всего нападали обычные сумасшедшие.
Но нынешняя волна нападений поставила западные СМИ в очень неудобное положение. С одной стороны, подвергать шедевры опасности нельзя — это обычно не обсуждается, а принимается за постулат. С другой стороны, нападавшие являются активистами различных организаций, которые радеют за все хорошее против всего плохого — и критиковать их означает бросать тень на всю борьбу за сохранение климата.
Вот и ведущим нидерландского ток-шоу Jinek на канале RTL пришлось делать нелегкий выбор, когда приглашенный на очередной выпуск экоактивист просто приклеил себя к столу прямо в прямом эфире. Ведущие, впрочем, вывернулись — они сняли столешницу и вынесли ее из студии вместе с активистом, после чего спокойно продолжили обсуждать ситуацию с климатом без гостя.
Источник: