Из таких семей, как у Марины Семеновой, дети редко вырастают артистами и творческими личностями. Девочка – шестой ребенок, а всего у родителей их было 12! И если бы не подруга матери, которая вела танцевальный кружок и посоветовала отдать Марину в Ленинградское хореографическое училище, возможно, ее ждала совсем другая судьба. Окончив класс легендарной Вагановой, она танцевала в Мариинке и Большом, блистала на сцене Гранд Опера с Сержем Лифарем и помогла раскрыть талант многим известным артистам балета. Кто помог ей самой поступить в училище, почему после 1937 года карьера Семеновой чуть не оборвалась, и какие отношения связывали ее с наставницей и педагогом Агрипиной Яковлевной? Об этом и многом другом рассказывает АиФ.ru.
1. Во время поступления в Ленинградское хореографическое училище худенькую и невзрачную Марину Агриппина Ваганова назвала «замухрышкой». Если бы не усилия педагога и ведущего танцовщика Мариинского театра Виктора Семенова, девочка не прошла бы отбор. Однако тот решил помочь однофамилице и в шутку заметил: «Надо, чтобы Семеновых было побольше». В итоге Марину зачислили. Кстати, позже она станет не только ученицей Виктора Александровича, но и его женой.
2. В письмах к Вагановой Семенова всегда нежно называла ее «моя дорогая черненькая мамочка», хотя отношения между ними сложились не сразу. Первый класс девочка обучалась у Марии Романовой — матери Галины Улановой. Уже через год хорошие данные начинающей танцовщицы заметили и перевели девочку к Агрипине Яковлевне. Марина подобным перестановкам несильно обрадовалась, расставаясь с педагогом, она бросилась ей на шею в слезах. Однако строгая и дисциплинированная Ваганова очень быстро стала для балерины не только первоклассным наставником, но и верным другом.
3. Семенова — одна из немногих балерин, которым удалось избежать работы в кордебалете. После выпускного экзамена ее сразу зачислили в труппу Ленинградского Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова (прим.ред. — ныне Мариинский театр) и допустили к центральным партиям. О подобном карьерном росте не могла мечтать даже великая Павлова. Однако за четыре первых года Марина станцевала гораздо больше, чем за следующие 22 в своей творческой жизни, которые были связаны с Большим театром.
4. Она первая из известных балерин переехала из Петербурга в Москву. О причинах, которые побудили ее вместе с супругом оставить театр, артистка никогда не распространялась. Какое-то время она находилась в «свободном плаванье», а спустя два года была принята в Большой, где дебютировала в партии Никии в «Баядерке».
5. В 1937 году второго мужа артистки — посла в Турции Льва Михайловича Карахана расстреляли. После этих событий балерина автоматически стала женой «врага народа». Естественно, это отразилось на ее карьере: она все реже и реже выходила на сцену. Однако в 1945 году, после победы Советского Союза над фашистами, именно Семенова танцевала для военных в Большом театре Раймонду в одноименном балете.
6. Одним из почитателей таланта танцовщицы был адвокат Шаляпина. На все постановки, в которых участвовала Семенова, у него всегда было забронировано место в партере. Если он не успевал на само выступление, то обязательно приходил к финалу, потому что даже из обычного выхода на поклон балерина умудрялась сделать отдельный спектакль, за которым можно было наблюдать бесконечно долго.
7. Педагогические классы Семенова давала до 95 лет! Ее учеников в шутку называли «Семеновским полком». Среди выпускников балерины есть много известных танцовщиков: Николай Цискаридзе, Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка, Надежда Павлова и др. С многими подопечными артистка крепко дружила.
8. Марина Семенова была первой советской балериной, которая выступала в Париже вместе с Сержем Лифарем на сцене Гранд-Опера. Посмотреть на танцовщицу тогда пришли не только многочисленные зрители, но и практически все ее коллеги, эмигрировавшие из России во время революции.
Исключением стала лишь Матильда Кшесинская. По официальной версии она отказалась от визита из-за разницы происхождений, Кшесинская была женой князя, а Марина к тому моменту — всего лишь супругой дипломата. Но, конечно, дело заключалось не в разности статусов, а в простой женской зависти, ведь появление Семеновой произвело фурор во французской столице. Этот поступок Кшесинской солистка Большого театра запомнила надолго. И когда та умерла, не дожив до своего столетия буквально несколько месяцев, пошутила, что во чтобы то ни стало переживет ее. Этот план Семенова даже перевыполнила. Она умерла в 2010 году, на 102-м году жизни.