Артист Николай Бандурин уже много лет выступает на эстраде. До 2006 года он работал в дуэте с Михаилом Вашуковым, а после распада этого творческого союза выходит на сцену один.
На фестивале семейного кино «В кругу семьи», который уже два десятилетия проходит в Ярославле, Николай Юрьевич рассказал порталу aif.ru о том, как относится к современному юмору, о работе с Леонидом Гайдаем и о том, как попробовал свои силы в стендапе.
«Смешное можно найти везде»
Елена Садкова, aif.ru: — Николай Юрьевич, как вы относитесь к современному юмору? Популярный ныне стендап (юмористический монолог перед живой аудиторией — прим.) вам нравится?
Николай Бандурин: — Так я сам и пишу, и выступаю со стендапом. Была даже программа на одном из каналов, где снимали стендап для взрослых — «Деньги, секс, радикулит». Я в ней участвовал, конечно (смеется).
— По вашему мнению, запретных тем для юмора нет?
— Почему? Конечно, есть табу. Нельзя шутить по поводу религии, о больных людях... Но даже тут все зависит от того, как на это посмотреть. В одних и тех же шутках кто-то увидит юмор, а кто-то — чернуху. Все зависит от остроты ума. Как сказал когда-то Роман Андреевич Карцев: «Остроумие — это просто острота ума». Смешное можно найти почти везде. Человек с острым умом видит именно смешное. Человек с неострым умом видит все остальное.
— Сейчас популярно шоу, в котором один комик ложится в гроб, типа умер. А остальные довольно жестко шутят о нем и его жизненном пути. Вот такая шуточная панихида допустима?
— Ну, пускай дети развлекаются, если им это нравится. Если кто-то готов лежать в гробу — пусть лежит. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Юмор, повторю, может быть разным. У молодежи свой юмор. Хотя, конечно, обидно, что кумиры прошлых лет для молодежи сейчас, в общем... никто.
— Думаете, они забыли классику?
— Мы — динозавры, всем мои коллегам за 60 уже. Учебных заведений, готовящих актеров эстрады, больше нет. Раньше было три — в Питере, в Москве и в Киеве. Сейчас единственная дверь для молодых — это стендап. Ну и КВН, правда, уже в меньшей степени. Так что пусть идут своим путем...
— Не жаль классической школы?
— Мне обидно, что традиционный эстрадный актерский юмор вымирает. Причем очень быстро.
— И авторов таких больше нет...
— Согласен, авторов тоже становится все меньше и меньше. Смотрите, сколько за последнее время ушло. Арканов, Трушкин, Коклюшкин, Жванецкий, Задорнов... Мастодонты юмора! В основном я сам себе пишу, но и у меня тоже были авторы. Куплетный автор, замечательный Георгий Карпович Териков, которому уже за 90, а он до сих пор в прекрасной творческой форме. Продолжает писать, творить и что-то еще выдает на-гора.
— Как думаете, научить юмору можно?
— Знаете, если чувство юмора есть, то развить его можно. Если его нет, то это бесполезно.
«Про Трампа не слышал»
— Вы играли у Леонида Гайдая в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Интересно было поработать с легендой?
— Конечно! Очень интересно смотреть, как он работает, как буквально горит на площадке. Леонид Иович очень любил, когда актеры сами что-то придумывают, предлагают какие-то интересные вещи. И хотя он был уже в возрасте, он все равно царил на площадке. Возникала удивительная творческая атмосфера — сколько было трепа забавного, сколько было смешного! Мы же снимали даже в дни путча (19-22 августа 1991 года произошла попытка отстранить от власти президента СССР Михаила Горбачева — ред.). Один забавный случай был связан как раз с этим. Одна из сцен снималась в воинской части, а на обед всю съемочную группу возили в другую воинскую часть, в офицерскую столовую. Я не стал переодеваться, поехал, в чем был на съемочной площадке. И когда приехал в форме полковника КГБ, там сразу шухер пошел! Вокруг голоса: путч, КГБ, проверка! Все встали на уши, а оказалось, что это просто актеры пришли покушать.
— Одним из спонсоров того фильма был Дональд Трамп. Не встречались с ним в Америке?
— А я не летал в США на съемки, моих сцен там не было. Если честно, про Трампа даже не слышал. Возможно, так и было. Но теперь припомним ему это в избирательную кампанию! (Смеется.)
«Всей семьей смотрим „Чебурашку“»
— Мы с вами говорим на фестивале семейного кино, да еще и в Год семьи. Скажите, семью сейчас действительно нужно защищать?
— Безусловно, в первую очередь от разрушающей западной пропаганды, которая уничтожает сам институт семьи.
— Молодежь сейчас не торопится жениться, некоторые вообще называют себя «чайлдфри»...
— Сам я 38 лет в браке и чувствую себя прекрасно. Уверен, что семейные ценности необходимо и поддерживать, и пропагандировать всеми средствами. Фильмы, например, снимать.
— У вас есть любимый семейный фильм?
— Ну, у нас же много семейных фильмов! У меня внук подрастает, смотрим с ним вместе и мультфильмы, и сказки, постоянно с удовольствием пересматриваем «Чебурашку». К счастью, у нас стали появляться хорошие отечественные фильмы.
— Можно сказать, что отчасти нам в этом санкции помогли?
— Тут есть и плюсы, и минусы. Да, наш кинематограф начинает активно развиваться. Моя дочь окончила ВГИК, она кинодраматург, пишет сценарии. И сейчас у нее много заказов. С другой стороны, обидно, что хорошие зарубежные фильмы к нам практически не попадают.