Девочку сыграла в 38
«Янина Жеймо была великой актрисой советского кино, — говорит публицист Виталий Вульф. — Крохотного роста, с огромными глазами, божественной пластикой, нежным голосом. Её сравнивали с итальянкой Джульеттой Мазиной. Главная картина Жеймо была снята в 1947 году — «Золушка» Надежды Кошеверовой. Это великая лента не только потому, что там сыграли Эраст Гарин, Фаина Раневская, Елена Юнгер. Зритель верил чистоте помыслов Жеймо, доброму взгляду. Никто не мог догадаться, что актрисе в реальной жизни почти 40 лет.
Хрустальные туфельки 31-го размера костюмеры «Ленфильма» делали на заказ. Это была поистине ювелирная работа. Правда, Жеймо в них не ходила и не танцевала. Сделать в них даже пару шагов было невозможно. Башмачки из оргстекла реквизиторы разрешали только примерить, войти в них в кадр и тут же снять.
Сцены с Золушкой снимали в основном по вечерам — Жеймо была старше обеих «сестёр» и просила режиссёра не ставить её в кадр в утренние часы: «утром у неё лицо не такое».
В военные годы декорации на «Ленфильме» были разбомблены или сожжены. Поэтому всё приходилось делать заново. Для съёмок бала во дворце участники съёмочной группы несли из дома пережившие блокаду и не пошедшие на растопку и обогрев квартир старинные вещи. Кресла и вовсе были трофейными, привезёнными из Германии... Платья для фрейлин и придворных королевской свиты шили из занавесок. Сегодня «Золушка» — это уже классика кино. А тогда, в конце 40-х...
Фильм «Золушка» чиновники Министерства кинематографии оценили как слабый и вредный. В газете «Правда» — органе ЦК КПСС — была опубликована статья, в которой прямо говорилось: «Золушка» — большая идеологическая ошибка«. Не вместилась в идеологические рамки и лента «Моя Родина» с участием Жеймо: она, комсомолка, укрепляет дружбу между народами. Спор об этом фильме дошёл до Сталина. Коба посмотрел и вынес суровый вердикт: «Картина вредная». Надо ли говорить, что после такой оценки «Родину» сняли с проката? Такая же судьба постигла и другие фильмы с участием Янины Жеймо...«В юности Янина Жеймо окончила студию «Фабрика эксцентрического киноактёра».
Первым мужем Янины Жеймо стал актёр Андрей Костричкин. (В браке родилась дочь Янина.) Когда-то он тоже прогремел как исполнитель эксцентрических ролей. Костричкин снимался в «Новом Вавилоне», а Жеймо играла там Терезу-циркачку. Эта роль была близка ей — актриса с 3 лет выступала на арене с музыкальными номерами, была гимнасткой, балериной, наездницей...
Забыла даже алфавит
«Ещё до войны Жеймо вышла замуж во второй раз — за великого режиссёра Иосифа Хейфица, — рассказывает Вульф. — В браке родился сын Юлий Жеймо, он стал оператором, жил в Польше.
Когда началась Великая Отечественная, Хейфиц эвакуировался в Ташкент. Жеймо отправила и детей в эвакуацию, а сама осталась в Ленинграде. Получала паёк 125 хлеба в сутки. Трудно представить маленькую хрупкую актрису в ватнике, тулупе, валенках, с винтовкой. Но так было. Она была зачислена в истребительный батальон. Жеймо состояла в концертной бригаде "Ленфильма", выступала в госпиталях, парках. По ночам дежурила на крышах, гасила зажигательные бомбы».
Незнакомый доктор дал ей пузырёк с лекарством, велев принимать его каждое утро. Через месяц Жеймо уже вспоминает некоторые буквы, заново учится составлять на бумаге слоги. В итоге актриса спросит: «Доктор, что это за чудо-микстура?» — «Глупенькая Янечка! Это просто вода из-под крана... Но главное — самовнушение! Ты верила, что выздоровеешь, вот и начала поправляться».
«Янину Жеймо выхаживал от болезни польский режиссёр Леонид Жано, который был влюблён в неё много лет, — говорит Вульф. — У них сложился очень счастливый союз. Жано лелеял жену и оберегал её покой от безумного количества поклонников...»
После «Золушки» в советском кинематографе начался период малокартинья. Янина Жеймо играла в Театре киноактёра, дублировала иностранные и отечественные картины. Её голосом говорит Герда в «Снежной королеве», героиня фильма «Марти»...
В конце 50-х Янина Болеславовна уехала с мужем Леонидом Жано в Варшаву и последние годы жизни прожила там. Но часто приезжала в Москву.
И умерла Янина Болеславовна тоже в Москве — в 1987 году».