Примерное время чтения: 16 минут
6006

Яна Поплавская: Я хоть что-то делала, а многие люди просто закрывали глаза

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Как в «Ту» пору 06/07/2022 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Яна Поплавская.
Яна Поплавская. / Anatoly Lomokhov / www.globallookpress.com

Актриса и телеведущая Яна Поплавская, отмечающая 28 июня 55-летие, в интервью aif.ru рассказала о роли Красной Шапочки, мудрости Евстигнеева, письмах матерей Донбасса, времени «невеликих людей», а также рецепте семейного счастья и своём главном достижении.

Владимир Полупанов, aif.ru​: — Яна, вы человек с активной гражданской позицией. Вы с детства были такой или это проявилось у вас с возрастом?

Яна Поплавская: — Активная гражданская позиция либо есть, либо её нет. Человек, который называет себя гражданином, должен высказывать свою позицию. Можно сидеть и молчать по любому поводу из принципа «моя хата с краю, ничего не знаю». Но это не моя история. Мне бояться нечего, я человек независимый во всех отношениях. Единственное от чего я завишу, это от своей семьи.

Я занималась в жизни разными делами и довольно сложными, которые касались социальной жизни других людей, нарушений их прав. В 2006 году, например, подняла тему донорских органов, после чего мне и моей семье стали угрожать. Пришлось даже прятать детей. Но даже это не останавливало меня. Если ты занимаешься проблемами других людей, особенно детей, странно отступать от этого пути. Мы часто говорим, что не нужно молчать и проходить мимо того же бытового насилия. Но молчим и проходим. А потом удивляемся: «Как же могла произойти трагедия?»

— На своей странице в соцсетях вы привели слова Алисы Фрейндлих: «Я убеждена, что люди страшатся не столько того, что завтра не будет хамона, пармезана и других мелочей, без которых человек может прожить нормально, а того, что в мире назревают конфликты, и положительная энергия в них окажется в меньшей силе, чем отрицательная». Вам удается во времена, когда вокруг много отрицательной энергии, копить положительную?

— В такие переходные периоды, какой мы переживаем сегодня, конечно, сложно копить положительную энергию, особенно, если сидеть на диване и бездействовать. Откуда взяться положительной энергии, если человек не вылезает из соцсетей и напитывается негативом? Положительная энергия складывается из маленьких человеческих подвигов, совершаемых ради помощи другим. Наши ребята, находящиеся на полях сражений, искренне верят в свою страну, в нас с вами, в свою победу. И эта вера даёт мощный импульс положительной энергии.

Если бы я не видела своими глазами, что происходит в ДНР и ЛНР, не закупала лекарства, не вывозила пострадавших детей в Москву, можно было бы сказать, что Поплавская дура набитая, актрисулечка. И чего она рот открывает? Находятся люди, которые мне говорят такие слова. Они могут говорить всё, что угодно. Я и моя семья будем продолжать делать то, что хоть как-то может облегчить страшную участь этих людей, детей, которые выросли в подвалах под бомбежками.

Я хоть что-то делала все эти годы, а многие люди просто закрывали глаза, как будто ничего не происходит. Многие только сейчас об этом заговорили. Что же вы удивляетесь тому, что произошло? Всё ведь началось гораздо раньше 24 февраля 2022 года. Это 8 лет кипело на Донбассе. Об этом же говорили все, включая Захара Прилепина, писали стихи, статьи, снимали репортажи о том, что происходит. Пытались достучаться до нас, сказать, что там рано или поздно бабахнет. Там русские люди, которые 8 лет жили в аду. Поэтому когда началась острая фаза противостояния 24 февраля, меня это нисколько не удивило. Удивляет другое, что в наших телевизионных ток-шоу сегодня снова обсуждают каких-то губастых баб, которых кто-то бросил. Они прорываются в эфир со своими поганенькими грязными историями в то время, когда наши мальчишки и мужики на Донбассе кладут свои жизни.

— Я увидел в вашем Telegram-канале одну из серий фильма Саши Франк «Лики Донбасса». Она посвящена 8-летнему мальчику Савелию, который родился и вырос на Донбассе под обстрелами. Без слез невозможно это смотреть.

— Я поддержала ее проект, потому что это документальные свидетельства того, что переживают жители Донбасса. Скоро на интернет-платформах должен выйти проект «Донбасс», в котором известные люди читают женские письма. Это документальная реконструкция событий 2014-го. Я тоже приняла в нём участие и озвучила несколько писем. Одна мать, потерявшая сына, пишет о том, что покупает на свои деньги православные крестики и надевает мужчинам, которые идут воевать — то есть продолжает провожать на фронт уже чужих мальчишек. И эти письма невозможно читать без слез.

У меня на днях был разговор со старшим сыном, который спросил меня: «Мама, как ты можешь переживать каждую чужую боль?» А как не переживать? Война — это всегда потери и горе.

— Почему так называемый цивилизованный мир все эти годы не замечает этих людей и их страдания, блокирует информацию о них?

— Это печальная драматургия жизни — как в кино. Всегда можно вывести на первый план то, что кажется важным и нужным режиссеру. С легкой руки западных политиков на Донбассе творятся чудовищные вещи. Им невыгодно показывать правду. Каждый день женщины Донбасса совершают вместе с мужчинами подвиги, оберегая свои семьи. Кому нужны в Европе или Америке эти люди?

Все понимают, что мы не ведем захватническую войну, мы воюем не с Украиной, а с Америкой. Это война за ресурсы и доминирование, а не потому, что кто-то в Европе или Америке сочувствует украинцам. На одном из зданий Нью-Йорка, недалеко от Тайм-сквер, висит счетчик национального долга американцев перед частными лицами и другими государствами. Каждую минуту долг растёт в среднем на 2 млн долларов (суммарный долг США более 30 триллионов долларов — Ред.). США — страна банкрот. А самые большие деньги, как известно, зарабатываются на войнах.

— Вы тоже считаете представителей нашей культурной элиты, которые испугались и уехали, предателями?

— А почему вы считаете тех, кто уехал, «культурной элитой»? А те, кто остался, тогда кто? Как раз оставшиеся со своим народом люди, несущие культуру в массы, и есть культурная элита. У меня к уехавшим только одна претензия. Ребята, вы работали на российских сценах, федеральных каналах, получали гигантские деньги из федерального бюджета (подчас незаслуженно), а теперь плюете в колодец, из которого пили. Есть хороший анекдот на эту тему. Мужик зимой нашёл умирающую от голода и холода змею. Принёс домой, отогрел, накормил. И когда змея выздоровела и разжирела на халявных харчах, то укусила своего благодетеля. Мужик, умирая от змеиного яда, спросил змею: «Как же так, я же тебя спас от гибели». На что змея ему спокойно ответила: «А чего ты хотел, я же змея».

Евгений Александрович Евстигнеев, когда я была подростком, спросил меня: «Кто или что делает человека известным?» Я перечислила массу всего в ответ: «Талант, везение, удача». «Нет, — сказал он. — Люди. Бывает, что и не очень талантливого актера люди любят всё равно. Они своей любовью делают этого человека популярным. Никогда нельзя предавать тех, кто делает тебя известным». Не будет этой любви поклонников, не будет и известности. Так что же вы плюете в лицо людям, которые вас полюбили и возвели не пьедестал? Кто бы о вас знал, если бы поклонники не покупали билеты на ваши концерты, фильмы, не восхищались вами? Так что негоже ругать свою Родину «из-за угла».

Слава — эфемерная субстанция, в какой-то момент всё может перевернуться, и она укусит вас, как та змея из анекдота.

— А вас слава тоже «кусала»?

— Я человек взвешенный и воспитанный в актерской среде Театра на Таганке, где служили мои родители. Я ведь в совсем юном возрасте вышла на сцену театра, которым руководил Юрий Любимов.

Меня никто «не кусал», потому что я всегда адекватно относилась к себе и славе. И люди относятся ко мне с любовью и уважением не потому, что я всё время мелькаю у них перед глазами. Хотя я продолжаю много работать — играю в антрепризных спектаклях, недавно закончила сниматься в большом киноальманахе...

— «Куриный бог»?

— И «Куриный бог», и «Неошибка». Я председатель жюри большого международного фестиваля социального кино «Лампа», который 8 лет работал на площадке ООН и рассказывал о жизни обычных людей, которые не обладают мышцами киношных супергероев. В частности, о волонтерах, каждый день совершающих подвиги ради других. Жить надо ради других. Для этого Господь и создаёт нас.

— После фильма «Про Красную шапочку» на вас свалилась безумная слава. А вам ведь было всего 10 лет. Вам еще и Государственную премию за это вручили. Как вы с этим со всем справились в столь юном возрасте?

— Ну, премию не я одна получила, а вся съемочная группа. Так случилось, что Леонид Нечаев, который создал этот киношедевр, выбрал меня. Для того, чтобы не остаться на всю жизнь этой пресловутой Красной Шапочкой, которую я очень люблю, мне пришлось много работать. Как-то я приехала в Казань с мастер-классом. После него ко мне подошла женщина с ребенком и сказала: «Можно я вас обниму?» А я была такая уставшая. «Ну, — думаю, — опять речь пойдёт о Красной Шапочке». «Когда мне очень плохо в жизни, — сказала она, — я включаю этот фильм, смотрю на вашу улыбку и вспоминаю свое очень счастливое детство. Вы — мое детство». Я шла в отель и думала, что эта женщина вылечила меня от постоянного преследования Красной Шапочки. Я люблю эту роль. Мне повезло, что я ассоциируюсь у людей с их счастливым детством, с их надеждами.

Иосиф Кобзон, когда я в 2014 году гнала фуры с гуманитаркой на Донбасс, сказал мне: «Какая ты молодец, что занимаешься не собственной карьерой, а помощью людям». Вот что заставляет меня не скурвиться, не кричать на всех углах, какая я прекрасная. Я разная, как и любой другой человек. А с тем, чтобы мне слава не вскружила голову в детстве, боролись мои родители. У меня была очень жесткая мама и два моих отца, которых я невероятно люблю — родного отца я потеряла в прошлом году. Отчим, который меня воспитывал, хотя он и не родной по крови, но очень родной по духу, ушел 5 лет назад. Они мне оба говорили: «У альпинистов есть пословица: самое главное не подняться на вершину, а спуститься с нее».

«Про Красную Шапочку», 1977г.
«Про Красную Шапочку», 1977г. Фото: Кадр из фильма

— Вам на пути встретилось большое количество маститых советских актеров — Евгений Евстигнеев, Владимир Басов, Рина Зеленая...

— Инна Чурикова, Глеб Панфилов. Как раз самый важный фильм в моем переходе во взрослую жизнь — «Васса» Глеба Панфилова.

— Сегодня такого уровня актеров, названных выше, не рождает земля. Евгений Гришковец сказал как-то в интервью мне, что сегодня не время великих. Так ли, на ваш взгляд?

— Он прав. Актер может стать великим тогда, когда он что-то потерял, что-то испытал, преодолел и стал великой личностью. Ни в коем случае никого не хочу обидеть. Но сегодняшнее поколение привыкло думать только о себе и потреблять.

Люди, называющие себя тренерами по личностному росту, советуют: вы должны проснуться, подойти к зеркалу и сказать себе: «Какой же я прекрасный». Читала рекомендации одного такого «коуча» на тему «Как пережить позор». «Нужно несколько дней не выходить из дома, утром после душа подойти к зеркалу и говорить себе фразу: “Этого не было”». Ха-ха-ха. Я так смеялась. Представляете, человек совершает подлость и мерзость, а потом просто избавляет себя от терзаний: «Этого не было».

Мое поколение и предыдущее воспитано на понятиях стыда и совести. Перед семьей, перед собой, перед обществом. А сейчас эти понятия девальвированы. Так откуда же появятся великие, если они изначально мелкие. Но это тоже переходный период. Обязательно наступит момент, когда появится поколение великих.

— Недавно вы опубликовали свежее семейное фото и написали очень теплые слова про свою семью. В чем, по-вашему, рецепт семейного счастья? У вас же даже книжка есть на эту тему «Встань и иди, иначе нельзя».

— Она, кстати, очень хорошо разошлась. В ней я честно рассказываю о своем подходе к жизни. Самое кучное в жизни — это понятие идеала. Идеала не существует. Семья — это маленькое государство в государстве. Это дипломатия с огромной любовью. Я всегда со своей семьей очень откровенна и честна. Не всегда это нравится. Но, когда бываю не права, готова признать это и извиниться. Это помогает сохранять прекрасные отношения в семье. За каждого любимого близкого человека я готова отдать свою жизнь. И точно знаю, что мой муж, мои сыновья меня тоже очень любят.

— Вы сыграли Красную Шапочку в культовом советском фильме, в качестве волонтера ездили на Донбасс и в Амурскую область, бывали в Сирии и награждены за это медалью «Участника военной операции», участвовали в качестве ведущей во множестве телепрограмм, являетесь мастером курса театрального Института им. Кобзона, можно еще много перечислять ваши дела и заслуги. Но какое свое достижение вы считаете самым главным?

— 28 июня мне исполняется 55 лет, «Красной Шапочке» — 45. Достигнутые вершины кажутся мне равнинами. Главное, я поняла, для чего живу. Абсолютно точно не для себя. Я прохожу свой путь, испытания. Надеюсь, что выхожу из них с честью, не потеряв человеческого достоинства. Мой скромный вклад в то, чтобы облегчить жизнь других людей, помогает мне спокойно засыпать и открывать глаза утром. Знаю, что в этой жизни я не потеряюсь. Может быть, это и есть самое большое достижение. А, может, мое самое большое достижение ещё впереди.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах