Коренной москвич известный режиссёр Константин Богомолов рассказал «АиФ», как относится к переменам в родном городе.
Ты где этим летом? В Москве!
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Константин Юрьевич, недавно вы приезжали в предвыборный штаб кандидата в мэры Собянина. Как прошла встреча, много ли пришло людей?
Константин Богомолов: Я там с удовольствием пообщался с волонтёрами. Приятно было видеть современных молодых энергичных ребят, включённых в общественную жизнь и получающих от этой общественной жизни искреннее и бескорыстное удовольствие. Очень круто, что нынешняя столичная власть делает ставку на Москву как на город не только для успешных, состоявшихся людей, не только для коренных москвичей, но и для молодых людей, приехавших учиться, работать. И здорово, что молодые привлечены к предвыборной работе.
- Как вы относитесь к идее, что предвыборный штаб мэра становится площадкой для встреч творческих известных людей со своими зрителями?
- Это общемировая практика, вполне естественная. А предвыборный процесс - изнуряющий марафон, но хочется, чтобы в нём присутствовала не только борьба, но и элемент игры, радости. Встречи творческих людей в штабе с волонтёрами и избирателями - взаимный процесс обогащения.
- А сами вы знакомы с Собяниным лично?
- Да, я имел возможность пообщаться с Сергеем Семёновичем. Он был открыт к вопросам, которые мне хотелось ему задать. Могу сказать, что у меня остались исключительно приятные впечатления о человеческих качествах Собянина. Занимая высокую должность, он сохранил в себе естественность и открытость, готовность к общению. Это не тот человек, который сидит в крепости своей и слышать хочет только тех, кто приносит ему приятные вести. Нет. Собянин жаден к информации извне. Легко признаёт ошибки. Меня, человека, родившегося и выросшего в Москве, Сергей Семёнович совершенно удивил тем, как он постепенно, последовательно впитывает этот город в себя и начинает его ощущать лучше, чем многие коренные москвичи.
У нас человек во власти, независимо от того, что он делает, подвергается огромному количеству атак - психологических и информационных. Поразительно, насколько Собянин легко, свободно и иронично воспринимает их. Другого человека это деморализовало бы или озлобило. А он продолжает делать своё дело в том же направлении, которое считает правильным. Очень крутое качество!
Я сам иронизировал, стоя в пробках в последние 2-3 года, по поводу того, что происходит в Москве. А сейчас, когда либеральные критики мне говорят: «Ты поддерживаешь Собянина», - я отвечаю: «Да, поддерживаю. Ну посмотрите, сколько он сделал прекрасного». И перечисляю. Неохотно, но начинают признавать, что реконструкция, например, сделана здорово, что центры госуслуг «Мои документы» - это круто, что в Москве произошла масса других замечательных вещей. Уверен, в какой-то момент поймут Собянина и с реновацией, насколько она своевременная.
- Да, на этот счёт мнения разделились.
- Мне самому многое по этому поводу было неясно, пока не обратился к приятелю архитектору. Я этому человеку доверяю. Он просто и доходчиво разъяснил, что сравнивать, как многие делают, хрущёвские пятиэтажки с берлинскими, которые реновируют, бесполезно. Наши давно выработали свой ресурс, могут и рухнуть. Гарантий нет. Другой замечательный архитектор сказал, что не надо убиваться по поводу сноса построек конца XVIII в., потому что внутри у них зачастую труха. И это распространённая практика, в Париже неоднократно реализованная, когда у дома сохраняется только фасад, как это делается у нас.
Сегодня часто можно услышать диалог: «Ты где этим летом?» - «Я в Москве». На днях я в час ночи от храма Христа Спасителя прошёл до Лубянки через всякие переулки. Спокойно, безопасно, гуляют молодые ребята, парочки. Всё освещено, красиво. Сегодня это снова город для людей. И я, будучи человеком и язвительным, и злым, и довольно циничным, могу сказать: это город, в котором хочется жить.
Я горжусь Москвой. В какой-то момент я сказал себе: чего я буду стесняться того, что мне нравится сделанное в Москве? Я не стесняюсь признать, что ошибался в своих сомнениях.
Город для всех, а не только для элиты
- В России у нас две культурные столицы - Москва и Санкт-Петербург. Если говорить о культурном пространстве Первопрестольной, какое оно сейчас - изменилось ли за последние 5-7 лет?
- Знаете, для меня одним из существенных моментов стала реконструкция маленького театра «Около» под руководством Погребничко, которая была проведена совершенно незаметно. У «Около» масса «Золотых масок», его очень ценят критики, но это театр на 100 мест, а то и меньше. И это театр, не имеющий больших лоббистов во власти, поклонников в олигархате или среди условной элиты. Это высокохудожественный театр. Этот театр - маленькая жемчужина, которая не сияет ярким блеском. И расположен он в самом центре Москвы, рядом с Консерваторией. Лакомый кусок. Театр сгорел в лужковские времена - и стоял погорелый. Кое-как отбивались от людей бизнеса, которые претендовали на эту землю - супердорогую, естественно.
Ничего не происходило долго-долго. А недавно театр взял и открылся, причём открылся без рекламы. Со стороны мэрии не было никаких известий: вот, смотрите, мы открыли театр «Около», отреконструировали. Нет, я просто мимо проходил, вижу - открылся, весь новый.
Набираю в Интернете «театр «Около», смотрю - действительно, после реконструкции открылся, снова играют спектакли, реконструирован зал, оборудование завезено новое. Сделано всё тихо, без криков, воплей, рекламы, помпезного открытия и т. п.
Можно долго говорить об общих тенденциях в культурной жизни столицы, но для меня эта конкретная история очень показательна на самом деле. Это одно из проявлений того, что у нас город не только для элиты, не для тех, у кого есть деньги и влияние (а неизбежно столица притягивает к себе таких людей). Москва покровительствует и слабым. Слабым физически, слабым в отношении влияния, но сильным в чём-то другом. Вот это для меня важно.
Кстати, праздники в Москве - тоже для многих предмет иронии. А я скажу, что на этих фестивалях - в Новый ли год, в майские ли праздники - не вижу пьяных. Приятная, хорошая публика, люди гуляют с детьми.
- А если вернуться к теме театров, как считаете, надо ли сегодня их вообще поддерживать на государственном уровне?
- Ну конечно. И в Москве театры поддерживают, происходит последовательная реконструкция. Сейчас «Современником» занимаются, на очереди Театр им. Пушкина, потом - «Маяковка». Город предоставляет им площадки, где можно играть спектакли в то время, пока их сцены на ремонте. Сделана «Геликон-опера» - я знаю, как тщательно отнеслись к этой сложнейшей реконструкции в центре Москвы. Сейчас «Табакерка» отправляется на дополнительные ремонтные работы, связанные с задачами, которые поставил новый художественный руководитель перед театром. Здание-то строилось долгие годы, и проект в некоторой степени морально устарел.
Так что и в данном случае невозможно сказать ничего в минус работе городских властей. И поэтому, мне кажется, театры с радостью откликаются на предложения участвовать в различных фестивалях и праздничных активностях. В этом их благодарность городу.
А если говорить уж про совсем бытовые вещи, которые происходят со мной... (Улыбается.) Знаете, я человек, который с документами не в состоянии совладать, я боюсь платёжек, справок. Это для меня страшный сон.
Когда мне надо было недавно добыть одну справку, я Дашу (актриса Дарья Мороз, супруга режиссёра. - Ред.) спросил: «А как мне это сделать?» Она ответила: «Ну ты даёшь! Иди в «Мои документы», там скажешь на ресепшене, что тебе нужно. И тебе объяснят». Я ещё десять раз переспрашивал: а если, а вдруг... «Не волнуйся, - сказала Даша. - Иди туда, и тебе всё сделают».
Я дошёл. Через 10-15 минут получил набор справок, на какой в прежние времена потратил бы не просто дикое количество времени - у меня голова сломалась бы, впал бы в депрессию, случился бы коллапс. Так это страшно для меня, понимаете? И это круто, что произошла унификация всего процесса выдачи этих справок! И такие крутые вещи в Москве можно ещё долго перечислять.