В этом году исполнилось 20 лет, как из жизни ушёл Виталий Соломин, один из самых ярких и любимых советских актёров. Обаятельный, талантливый, он тем не менее находился в тени старшего брата — Юрия Соломина.
И ревность, и любовь
Хотя именно по примеру старшего брата Виталий уехал из родной Читы в Москву — чтобы стать актером. Также, как и брат, поступил в «Щепку» — знаменитое Театральной училище им. Щепкина, где на одном курсе с ним учились Олег Даль и Михаил Кононов. Также, как и Юрий Мефодьевич, Виталий Мефодьевич играл в Малом театре. Причем впервые вышел на легендарную сцену еще будучи студентом второго курса.
В актерской среде шептались, что братья друг в друге видят соперников. Что в принципе было объяснимо: оба талантливые, оба с упертым «сибирским» характером. Виталий даже пробовал уйти из Малого, подальше от брата. Прослужил пару лет в театре им. Моссовета, но вновь вернулся в Малый. Правда, в спектаклях, поставленных Виталием, Юрий не играл.
Заменил Шакурова — и не сдюжил
Но славу Виталию принёс все-таки не театр, а кинематограф. А точнее, его доктор Ватсон, которого он сыграл в фильмах у Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса. Народный артист РСФСР Василий Ливанов в беседе c aif.ru вспомнил своего близкого друга Виталия Соломина, с которым они были не разлей вода 23 года, виделись едва ли не ежедневно и созванивались по два-три раза в день. По словам Василия Борисовича, «Виташа был актёр, который ставил высокие нравственные задачи в искусстве». Для Ливанова Соломин «до сих пор служит примером высокого нравственного отношения к профессии».
Но, по признанию артиста, именно этот перфекционизм и сгубил Виталия Соломина, так рано ушедшего из жизни — в 60 лет. Так, по словам Ливанова, параллельно со съемками в знаменитой ленте «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Масленникова Соломин согласился параллельно сниматься в мелодраме «Зимняя вишня» у него же. Изначально роль Вадима Дашкова, в которого влюблена главная героиня Ольга (Елена Сафонова), должен был играть Сергей Шакуров. Но тот, пообщавшись с режиссером Игорем Масленниковым понял, что работать вместе им будет сложно. Нелегко сниматься у Масленникова было и Соломину — Виталий Мефодьевич жаловался Ливанову, что «самому приходится режиссировать свои сцены». Ливанов, зная обо всех проблемах на съемках ленты, с иронией называл её «вишневый компот». Но, несмотря на все проблемы с режиссером, от съемок Соломин не отказывался — у него была задача закончить строительство дачи. «А времена были сложные, 1985 год, самый расцвет эпохи дефицита. Поэтому Виташа пахал, как мог», — замечает Ливанов.
Со сцены унесли на руках
Позже в Малом театре Виталий Соломин поставил спектакль «Свадьба Кречинского», который окончательно его «доконал». По словам Ливанова, он просил друга, страдавшего гипертонией, «сделать передышку» — «ведь невозможно быть в одном спектакле и режиссером, и актером, и петь, и танцевать». Но тот был сосредоточен на том, чтобы отточить свою постановку до совершенства. А параллельно ещё снимался в главных ролях в фильме «Казус Белли» у Андрея Черныха и телесериале «Пан или пропал» по роману Иоанны Хмелевской «Все красное». За роль Леха Кшижановского Соломин получил премию «Тэфи».
Но сделать хотя бы маленький перерыв Виталий не мог — в той же «Свадьбе Кречинского» в Малом театре он играл главную роль, и зритель шёл именно на него, обеспечивая аншлаги театру, а актерам — гонорары и премии. Поэтому в «Свадьбе Кречинского» на сцену он выходил, даже несмотря на плохое самочувствие. Развязка трагедии случилась в мае 2002. После первого акта всё в той же «Свадьбе» со сцены Соломина унесли на руках. В больницу был поставлен диагноз: инсульт. Находясь месяц в коме, не приходя в сознание, Виталий Соломин умер.
По словам Василия Ливанова, он до сих пор очень скучает по своему «дорогому Виташе»: «Я написал очерк о нём. Это действительно был мой близкий друг. А ещё честнейший и талантливейший человек».