aif.ru counter
12121

Василий Ливанов: «Россия всегда вызывала у Запада безумную зависть»

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

«Завидовали её размерам, богатствам, блестящей истории», — уверен Василий Ливанов. Сейчас он заканчивает работу над своим фильмом «Медный всадник России».

Василий Ливанов на съемках фильма «Медный всадник России».
Василий Ливанов на съемках фильма «Медный всадник России». © / www.globallookpress.com

Поколение младенцев

Валентина Оберемко, «АиФ»: — Василий Борисович, почему для сюжета картины вы выбрали не самого Петра Первого, а тему создания скульптором Фальконе памятника «Медный всадник»?

Василий Ливанов: — 10 лет назад в «Литературной газете» педагог, входивший в приёмную комиссию Высших курсов режиссёров кино, рассказал, как одного из абитуриентов спросили: кому поставлен памятник на Сенатской площади в Петербурге? Тот ответил: «Скобелеву». Это ка-та-стро-фа! У человека есть высшее образование, а он даже этого не знает! На ТВ как-то устроили опрос, намеренно выдавая молодёжи неправильную информацию: «В Великую Отечественную войну одним из ведущих полководцев был Суворов, а потом Сталин его арестовал. Как вы считаете, правильно Сталин сделал или нет?» И ни один из опрошенных не сказал: «Какой Суворов? Он же в XVIII в. жил!» Нет, все дружно отвечали: «Не надо было Сталину Суворова арестовывать». «Не знать истории, — сказал Цицерон, — значит, всю жизнь оставаться младенцами». «Вот такое у нас будет поколение младенцев», — подумал я. И у меня зародилась мысль сделать фильм об истории создания памятника Петру I. Ведь «Медный всадник» является одним из значимых символов России.

Екатерина Великая написала французскому философу Дидро, что ищет скульптора для создания монументальной фигуры Петра I. Дидро ей ответил: есть такой гениальный человек — Этьен Морис Фальконе. Князь Дмитрий Голицын заключил с ним контракт, предложив 300 тысяч за работу. А Фальконе ответил: «Это слишком много, давайте 200». И великий памятник был создан. Это был один из редчайших случаев, когда художник и верховная власть действовали заодно.

— А почему так редки подобные случаи?

— Во всём мире художник должен убеждать власти, отстаивать свою точку зрения. В Советском Союзе многие художники, придерживавшиеся официальной идеологии, действовали заодно с властью. Иногда эта идеология совпадала с народным ощущением, и тогда возникали истинные шедевры в литературе, скульптуре, кинематографе. Кстати, многие советские фильмы хоть и шли в ногу с идеологией, но были сделаны в соответствии с русским духом и становились выше, убедительнее и духовнее того курса, который пыталась навязать всем власть. Именно поэтому их до сих пор любят и пересматривают.

Я думаю, сейчас подобная духовность возрождается в нашем искусстве. Мы пережили очень трудные времена. Правление Горбачёва, Ельцина — тяжелейшие периоды для России. И спасибо Путину, который «рукой железною над бездной Россию поднял на дыбы». Если бы не он, страна могла просто развалиться.

Школа — парикмахерская?

— Вы как-то в интервью сказали, что ваша внучка Ева книги читать не любит, хотя у вас в доме 5000 книг. Как думаете, молодое поколение историей, как и книгами, тоже не интересуется?

— Мне кажется, историей интересуются все, но не все это осознают. Как сейчас историю учат в школе? Дети тыкают пальцами в эти свои гаджеты, выбирают правильный ответ, жмут кнопку. Всё! На этом обучение заканчивается. Их внимание больше не приковано к тексту. А когда в произведении появляется эмоциональное воздействие на читателя или зрителя, это обязательно найдёт отклик. К сожалению, в изучении истории сегодня эмоциональная составляющая отсутствует. А историю нельзя воспринимать формально!

Я, ученик старой школы, вижу по своим внукам, насколько наша советская система образования отличается от современной. Та была несравнимо лучше, полнее, многограннее! Мы совершили катастрофическую ошибку, отнеся школу к сфере услуг.

Нам теперь внушают, что за воспитание ребёнка отвечает только семья. Неправда! Сколько ваши дети проводят времени в школе? Да большая часть жизни маленького человека вращается вокруг этого образовательного учреждения. Как же там может отсутствовать воспитательное начало? А когда оно отсутствует, складываются порочные отношения между учителями и учениками. Но школа — это храм науки, а не парикмахерская.

Эмоциональную составляющую нужно возвращать в души людей. Именно поэтому я обратил свой взор в сторону Медного всадника. 10 лет искал финансовую возможность сделать такую картину.

На съемках фильма «Медный всадник России»
На съемках фильма «Медный всадник России» Фото: www.globallookpress.com

— Нашу историю за последние годы много раз переписывали. И не только мы. Некоторые американские фильмы рассказывают зрителям, что в Великой Отечественной войне победили США. Это делается от нелюбви к России?

— Слово «нелюбовь» тут не подходит. Россия всегда вызывала на Западе безумную зависть. Завидовали её размерам, её богатству, её победоносной истории. Сейчас эта зависть приобретает другие формы, но смысл её остаётся прежним. Когда Мадлен Олбрайт, госсекретарь США, сказала: «Как же это несправедливо, что у России такие территории!» — я подумал, что за такое высказывание надо сажать в дурдом, а не на государственный пост назначать.

По моему мнению, наши исторические фильмы нужно включать в программу образования, чтобы дети знали историческую правду и не считали, что это США победили в войне.

— Сегодня в кинематографе популярна не только тема войны, но и тема Шерлока Холмса. Вышло очень много экранизаций, есть даже сериал, где Шерлок Холмс женщина...

— Шерлок Холмс женщина — про это у нас было давно снято и провалилось полностью. И я вам скажу почему. Этот персонаж замечательно угадан Конан Дойлем. Шерлок Холмс и доктор Ватсон бескорыстно приходят на помощь терпящим бедствие. И в этом суть их долгожительства, а не в смене пола главного героя. Я видел современные экранизации. Дауни-младший, сыгравший в американской версии, сказал, и я с ним согласен: «Мы играем обыкновенного Шерлока Холмса. Но лучший Шерлок Холмс русский». Это признали все.

В 1982 г. мы были на фестивале в Монте-Карло. Там вне конкурса показали наши «Знакомство», «Пёструю ленту» и «Собаку Баскервилей». Эти серии увидели представители ВВС, выкупили их и пустили по британскому ТВ с субтитрами. Потом мне позвонил корреспондент ВВС и рассказал, что они показали наши фильмы дочери Конан Дойля Джейн, которая тогда была в здравом уме и твёрдой памяти. И Джейн сказала: «Если бы папа видел этого русского Шерлока Холмса, он был бы счастлив». Это самый значимый для меня отзыв. Затем последовало награждение орденом Британской империи. Думаю, если бы Виташа Соломин дожил до этого момента, он бы тоже получил эту награду вместе со мной. Ведь Шерлок Холмс и доктор Ватсон — неразделимый дуэт, как Дон Кихот и Санчо Панса.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. shama
    |
    08:10
    25.02.2019
    19
    +
    -
    За последнее время это уже чуть ли не третье интерьвю с Ливановым... Видимо он удобен со своей точкой зрения , идущей с линией партии. Че то не помню интервтю с Басилашвили или Ахеджаковой. Ведь они не менее значимые фигуры советского экрана. Но эти слова про зависть запада просто умиляют. Запад завидует чему? Обветшалой инфраструктуре провинциальных городов, разбитым дорогам, домам с очком на улице...оптимизированной и недоступной медицине купленным дипломам с диссертациами, из за чего везде сплошной непрофессионализм? Да много еще можно перечислить.А про Мадлен Олбрайт, ее слова, так вообще фейк уже давно доказанный, что она такого не говорила, хоть бы журналист,берущий интерьвю,напомнил об этом, но молчок, лучше в печать этот фейк...в массы. Он еще про план Даллеса забыл упомянуть....Но дураков меньше и меньше, покупающихся на пропогандонскую лабуду...и это радует....
  2. KazKN
    |
    19:09
    24.02.2019
    6
    +
    -

    Хома: а на Тихом ихом океане, а в Африке? Советский союз внес решающий в победу ради справедливости!

Комментарии (20)
  1. Подполковник
    |
    00:45
    24.02.2019
    6
    +
    -
    "Некоторые американские фильмы рассказывают зрителям, что в Великой Отечественной войне победили США." Вот как! "Это ка-та-стро-фа!" Нет ни одного американского фильма, или утверждения о победе США в Великой Отечественной войне. США там не участвовали. США дали помощь по лэнд- лизу, на ВОВ, а вот воевали во Второй Мировой войне. Раз заговорили и фильмах про ВОВ и Вторую Мировую - а есть ли советский фильм об рассказывающий об участии там американцев? Лановому неплохо бы посмотреть "Враг у ворот" например.
  2. Хома
    |
    06:57
    24.02.2019
    -5
    +
    -
    Подполковник: Сразу видно что вы учите историю по фильмам.Ну а если рассуждать об участии американцев в ВОВ,то они вообще в ней не участвовали!!! Во второй мировой поучаствовали немного,да и то тогда,когда основные силы вермахта были разбиты СССР.Так сказать,подбежали и пнули смертельно раненого врага.К делёжке Европы спешили!!! Но а по лэнд-лизу они не "дали" помощь,а ПРОДАЛИ за золото и считать эту "помощь" определяющей в борьбе с фашизмом,может считать только наивный человек!Про участие французов и англичан вообще не говорю.
    • nik1953
      |
      09:34
      24.02.2019
      -5
      +
      -
      Хома: Они "...пнули не смертельно раненого врага", с смертельно раненого бывшего друга, своего выкормыша. Именно в США зародился фашизм. Ку-клукс-клан, по сути фашизм в чистом виде, именно США привели Гитлера к власти в 1933 году, именно США во главе стран Запада в конце 30-х всячески направляли и подталкивали Гитлера к нападению на СССР. Именно США практически непрерывно с момента окончания 2 мировой войны ведут военные действия по всему миру.
      • Хома
        |
        12:53
        24.02.2019
        -5
        +
        -
        nik1953:Согласен. Только не только США привели к власти Гитлера,но и вся Европа.Все они хотели повернуть штыки Германии в сторону СССР. Мюнхенский сговор наглядно это показал!
        • Проводов
          |
          18:03
          24.02.2019
          -1
          +
          -
          Подполковник: Сразу видно что вы учите историю по фильмам.Ну а если рассуждать об участии американцев в ВОВ,то они вообще в ней не участвовали!!! Во второй мировой поучаствовали немного,да и то тогда,когда основные силы вермахта были разбиты СССР.Так сказать,подбежали и пнули смертельно раненого врага.К делёжке Европы спешили!!! Но а по лэнд-лизу они не "дали" помощь,а ПРОДАЛИ за золото и считать эту "помощь" определяющей в борьбе с фашизмом,может считать только наивный человек!Про участие французов и англичан вообще не говорю.
          Хома: Хома, пакт Молотова Риббентропа всё показал.А насчет, повернуть ШТЫКИ.В мае 1941 года, Гесс приземлился в Англии.С предложением заключить мир, и вместе пойти на СССР Гесс был арестован тут же .И в дальнейшем получил пожизненное.Если бы Англия объеденилась бы с Гитлером...СССР перестало бы существовать.Поскольку Англия обладала мировыми ресурсами нефти, денег, населения.ПЕРЕСТАНЬТЕ ЧИТАТЬ НАМ ИСТОРИЮ ВКП(б).Если бы США захотело бы уничтожить СССР, то с 1945 по 1949 год США имело МОНОПОЛИЮ на атомную бомбу, их было 100 штук.Кроме того с 1945 года США имело напалм.Перестаньте писать ахинею
          • Рус Волга[vkontakte]
            |
            19:23
            24.02.2019
            -6
            +
            -

            Проводов: Не стоит с тобой спорить ! Не буду упоминать об ,,мюнхенской сделке ,,! Ты в своём стиле 

          • Хома
            |
            08:55
            25.02.2019
            -5
            +
            -
            Проводов:Мюнхенский сговор был намного раньше,чем пакт Молотова и Риббентропа.Да и заключён он был тогда,когда зап.страны отказались создавать коалицию против Германии.Ну а насчет если бы,да кабы,это вы,пожалуйста, с бабулями у дома! Ну а насчет Гэсса,зачем он полетел в Англию,до сих пор спорят историки и политики.Его конечно арестовали,но был поселён в большем особняке с хорошим кормлением и прислугой! Всем бы так сидеть! а США хотели уничтожить СССР атомным оружием,только долго думали как не облажаться (они же трусы по натуре).Только к середине 1948 года был составлен план "Чариотир" и америкосы исполнили бы его,если бы не испугались последствий.Каких,читайте историков.
    • Подполковник
      |
      17:17
      24.02.2019
      2
      +
      -
      Хома: Ну раз вы историю знаете то, я предполагаю, должны знать - что поставили США в виде помощи по лэнд лизу - за что были выставлены счета к оплате - когда и в какой сумме проведены расчеты и по ценам какого года. Напоследок, про "золото": идете вы по лесу, вокруг - никого. У вас в кармане кило золота лежит. И вдруг навстречу какой-то дядька вам навстречу, с пулеметом. Как думаете кто победит и кто с золотом останется?
    • KazKN
      |
      19:09
      24.02.2019
      6
      +
      -

      Хома: а на Тихом ихом океане, а в Африке? Советский союз внес решающий в победу ради справедливости!

  3. Тутмос
    |
    18:29
    24.02.2019
    -7
    +
    -
    Подполковник: "а есть ли советский фильм рассказывающий об участии там американцев?" «Мир входящему» — советский художественный фильм, снятый режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым в 1961 году.
  4. Рус Волга[vkontakte]
    |
    19:19
    24.02.2019
    -6
    +
    -

    Подполковник: ,,Враг у ворот ,, поставлен в голливудском стиле ! В худшем понятии и НЕ является авторитетом ! 

    • nik1953
      |
      07:04
      25.02.2019
      -4
      +
      -
      Рус Волга[vkontakte]: фильм "Враг у ворот" сделан в 2001 году совместно Великобританией, Францией, Германией, Ирландией и США. И вы ожидаете объективного освещения событий? Сколько стран создателей фильма являются членами НАТО? Или вы всерьёз верите в объективность откровенного врага?
  5. Tatiana_M.
    |
    12:20
    24.02.2019
    0
    +
    -
    Подполковнику: Вообще интервью с Ливановым, причем тут Лановой?
  6. Леонид г. Тим
    |
    12:29
    24.02.2019
    5
    +
    -
    Врут все.Вот даже так называемую "Вторую мировую войну" так называемые историки,на горделивую радость Хоме(Хомам всех стран-победителей)) схреначили вживую из двух противоположных смыслов и получился исторический(а может псевдоисторический) винегрет и всех это устроило. И нас и "партнёров".
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое упрощенная идентификация владельцев банковских карт?
  2. Что известно о Федоре Юрчихине, которого исключили из отряда космонавтов?
  3. Что известно о здоровье Анастасии Заворотнюк?


Самое интересное в регионах