Примерное время чтения: 7 минут
1167

Тот самый Лопухин. Сто дней и годы после детства Бориса Токарева

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Борис Токарев в фильме «Сто дней после детства», 1975 г.
Борис Токарев в фильме «Сто дней после детства», 1975 г. Кадр из фильма

В актерской среде совпадение имен и фамилий далеко не редкость, и чтобы избежать неизбежную путаницу, оказавшиеся «вторыми» — по времени получения известности, конечно, — берут себе звучные псевдонимы или, если речь о представителях одной династии, добавляют к фамилиям прилагательные «старший» и «младший». Так в Голливуде появился Роберт Дауни-младший, а у нас — Николай Еременко-младший, Алексей Герман-младший. Но иногда эту проблему игнорируют — и появляются, например, два Бориса Токарева.

«Второй» Токарев

Справедливости ради, Сергей Соловьев, видимо, просто не обратил внимания на то, что во время подготовки к съемкам «Ста дней после детства» на небосклоне советского кинематографа зажглась новая звезда. Тот Борис Токарев был 1947 года рождения, снимался с юных лет, окончил ВГИК, в 1972-м сыграл одну из ролей второго плана (пограничника и мужа Риты Осяниной) в фильме «А зори здесь тихие...», а через год появился в роли лейтенанта Кузнецова в драме «Горячий снег». Впереди у этого Токарева была ещё роль Сани Григорьева в самой известной экранизации «Двух капитанов» Вениамина Каверина, множество других работ, режиссерский дебют и руководство студией «Дебют». Ну а тот Борис Токарев, которого Соловьев выбрал из пятисот кандидатов на роль подростка Мити Лопухина в своем фильме, ничем подобным тогда похвастаться не мог.

Партнер для «Купченко тринадцати лет»

А наш Токарев родился 23 февраля 1959 года, успел мелькнуть в крошечной роли в полузабытом сейчас фильме «Таня» — снимал его Анатолий Эфрос, а среди актеров собрался цвет тогдашнего советского кино. Ну и то, что юному актеру удалось пройти строгий отбор к Соловьеву, говорило само за себя — этот режиссер всегда отличался повышенной требовательностью, а его желание заполучить в те же «Сто дней...» юную актрису, похожую на «Ирину Купченко тринадцати лет», наверняка вызывало недоумение у ассистентов. Впрочем, Соловьеву тогда удивительным образом везло, и даже с «Купченко» всё сложилось — эту роль сыграла 14-летняя Татьяна Друбич, которая позже стала женой режиссера и сыграла в восьми его фильмах.

Правда, для всех этих начинающих актеров проект был, что называется, сомнительным. Дело в том, что у Соловьева никак не складывалась карьера — ни «Егор Булычев и другие» по роману Максима Горького, ни «Станционный смотритель» по Пушкину хитами не стали и были признаны провалами. От «Ста дней после детства» тоже никто прорывов не ждал, но это был именно что прорыв.

«Лопухин может сыграть Арбенина»

Роль Токарева была в фильме главной — и именно от него зависело, насколько сложится фильм. Ему тогда было 16 лет, образования актерского у него не было никакого, только подсказки режиссера и других участников съемочной группы. Но результат...

«Лопухин может сыграть Арбенина потому, что сам любит. Но искусство, как и любовь, даёт возможность лишь внутреннего самоутверждения. А Митя хочет быть Арбениным и внешне», — писал после выхода фильма в своей рецензии кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев.

Хитом проката «Сто дней...» не стали — всего 7,4 млн зрителей, на пределе окупаемости по меркам чиновников того периода. Да и этого могло не быть — директор «Мосфильма» Николай Сизов тогда посчитал, что Соловьев показал пионеров «дебилами», но председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу фильм неожиданно понравился — и тот отправил картину на различные международные кинофестивали. «Серебряный медведь» на кинофестивале в Западном Берлине, серебряная медаль в итальянском Авеллино, главный приз в конкурсе фильмов для детей и юношества в югославском Белграде, коллекция отечественных наград. И, как вишенка на торте — Госпремия СССР, правда, не актерам, а только создателям — сценаристу, режиссеру, оператору и художнику. Впрочем, юные звезды тоже получили свою порцию славы, хотя на долю именно исполнителя роли Мити Лопухина её выпало не столько, сколько могло.

Борис Токарев в роли Мити Лопухина.
Борис Токарев в роли Мити Лопухина в фильме «Ста дней после детства», 1975 г. . Кадр из фильма

Потом был ВГИК

Внешне, кстати, всё выглядело вполне достойно. Вскоре после съемок Борис Токарев поступил во ВГИК, на актерско-режиссерский курс Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова, и в 1979-м получил диплом. Сниматься, кстати, не прекращал и в институте, и к выпуску из ВГИКа в его портфолио уже имелось полтора десятка фильмов. Его и позже приглашали часто, хотя таких громких проектов, каким получились «Сто дней...» ему больше не предлагали.

«Преодоление», 1982 г.
«Преодоление», 1982 г.   Кадр из фильма

Но он словно не отчаивался — да ещё и играл параллельно в Театре-студии киноактёра. В 1992-м, казалось, карьера Токарева внезапно закончилась — то ли не вписался в новое российское кино, то ли решил попробовать себя в другом деле. Далеко от кино, впрочем, не отходил — например, в 2001 году принимал участие в большом проекте по переозвучке старых советских мультфильмов для «Союзмультфильма». В 2006-м Токарев вернулся окончательно, правда, вовсе не не на главные роли. Снимался и в отдельных эпизодах криминальных сериалов — «Кодекс чести», «Сыщики», «След», — и в более серьезных многосерийных фильмах — «Иван Грозный», «Раскол», «София». Не так давно вышел «Янычар» с его участием.

«Кодекс чести-3», 2006 г.
«Кодекс чести-3», 2006 г. Кадр из фильма

Конечно, для детей-актеров подобная карьера — скорее, правило, чем исключение, тем более для детей-актеров советского времени. Но у Токарева получилось остаться в профессии и закрепиться в ней — этим как раз из юных звезд могут похвастаться очень и очень немногие. Ну а то, что до сих пор зрители вспоминают его «Лопухина» — это как раз издержки, для актеров привычные. Сколько их, актеров одной роли?

«София», 2016 г.
«София», 2016 г. Кадр из фильма
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах