В актерской среде совпадение имен и фамилий далеко не редкость, и чтобы избежать неизбежную путаницу, оказавшиеся «вторыми» — по времени получения известности, конечно, — берут себе звучные псевдонимы или, если речь о представителях одной династии, добавляют к фамилиям прилагательные «старший» и «младший». Так в Голливуде появился Роберт Дауни-младший, а у нас — Николай Еременко-младший, Алексей Герман-младший. Но иногда эту проблему игнорируют — и появляются, например, два Бориса Токарева.
«Второй» Токарев
Справедливости ради, Сергей Соловьев, видимо, просто не обратил внимания на то, что во время подготовки к съемкам «Ста дней после детства» на небосклоне советского кинематографа зажглась новая звезда. Тот Борис Токарев был 1947 года рождения, снимался с юных лет, окончил ВГИК, в 1972-м сыграл одну из ролей второго плана (пограничника и мужа Риты Осяниной) в фильме «А зори здесь тихие...», а через год появился в роли лейтенанта Кузнецова в драме «Горячий снег». Впереди у этого Токарева была ещё роль Сани Григорьева в самой известной экранизации «Двух капитанов» Вениамина Каверина, множество других работ, режиссерский дебют и руководство студией «Дебют». Ну а тот Борис Токарев, которого Соловьев выбрал из пятисот кандидатов на роль подростка Мити Лопухина в своем фильме, ничем подобным тогда похвастаться не мог.
Партнер для «Купченко тринадцати лет»
А наш Токарев родился 23 февраля 1959 года, успел мелькнуть в крошечной роли в полузабытом сейчас фильме «Таня» — снимал его Анатолий Эфрос, а среди актеров собрался цвет тогдашнего советского кино. Ну и то, что юному актеру удалось пройти строгий отбор к Соловьеву, говорило само за себя — этот режиссер всегда отличался повышенной требовательностью, а его желание заполучить в те же «Сто дней...» юную актрису, похожую на «Ирину Купченко тринадцати лет», наверняка вызывало недоумение у ассистентов. Впрочем, Соловьеву тогда удивительным образом везло, и даже с «Купченко» всё сложилось — эту роль сыграла 14-летняя Татьяна Друбич, которая позже стала женой режиссера и сыграла в восьми его фильмах.
Правда, для всех этих начинающих актеров проект был, что называется, сомнительным. Дело в том, что у Соловьева никак не складывалась карьера — ни «Егор Булычев и другие» по роману Максима Горького, ни «Станционный смотритель» по Пушкину хитами не стали и были признаны провалами. От «Ста дней после детства» тоже никто прорывов не ждал, но это был именно что прорыв.
«Лопухин может сыграть Арбенина»
Роль Токарева была в фильме главной — и именно от него зависело, насколько сложится фильм. Ему тогда было 16 лет, образования актерского у него не было никакого, только подсказки режиссера и других участников съемочной группы. Но результат...
«Лопухин может сыграть Арбенина потому, что сам любит. Но искусство, как и любовь, даёт возможность лишь внутреннего самоутверждения. А Митя хочет быть Арбениным и внешне», — писал после выхода фильма в своей рецензии кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев.
Хитом проката «Сто дней...» не стали — всего 7,4 млн зрителей, на пределе окупаемости по меркам чиновников того периода. Да и этого могло не быть — директор «Мосфильма» Николай Сизов тогда посчитал, что Соловьев показал пионеров «дебилами», но председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу фильм неожиданно понравился — и тот отправил картину на различные международные кинофестивали. «Серебряный медведь» на кинофестивале в Западном Берлине, серебряная медаль в итальянском Авеллино, главный приз в конкурсе фильмов для детей и юношества в югославском Белграде, коллекция отечественных наград. И, как вишенка на торте — Госпремия СССР, правда, не актерам, а только создателям — сценаристу, режиссеру, оператору и художнику. Впрочем, юные звезды тоже получили свою порцию славы, хотя на долю именно исполнителя роли Мити Лопухина её выпало не столько, сколько могло.
Потом был ВГИК
Внешне, кстати, всё выглядело вполне достойно. Вскоре после съемок Борис Токарев поступил во ВГИК, на актерско-режиссерский курс Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова, и в 1979-м получил диплом. Сниматься, кстати, не прекращал и в институте, и к выпуску из ВГИКа в его портфолио уже имелось полтора десятка фильмов. Его и позже приглашали часто, хотя таких громких проектов, каким получились «Сто дней...» ему больше не предлагали.
Но он словно не отчаивался — да ещё и играл параллельно в Театре-студии киноактёра. В 1992-м, казалось, карьера Токарева внезапно закончилась — то ли не вписался в новое российское кино, то ли решил попробовать себя в другом деле. Далеко от кино, впрочем, не отходил — например, в 2001 году принимал участие в большом проекте по переозвучке старых советских мультфильмов для «Союзмультфильма». В 2006-м Токарев вернулся окончательно, правда, вовсе не не на главные роли. Снимался и в отдельных эпизодах криминальных сериалов — «Кодекс чести», «Сыщики», «След», — и в более серьезных многосерийных фильмах — «Иван Грозный», «Раскол», «София». Не так давно вышел «Янычар» с его участием.
Конечно, для детей-актеров подобная карьера — скорее, правило, чем исключение, тем более для детей-актеров советского времени. Но у Токарева получилось остаться в профессии и закрепиться в ней — этим как раз из юных звезд могут похвастаться очень и очень немногие. Ну а то, что до сих пор зрители вспоминают его «Лопухина» — это как раз издержки, для актеров привычные. Сколько их, актеров одной роли?