В киноповести Марлена Хуциева «Застава Ильича» он сыграл главную роль. И не только мог — должен был стать звездой. Однако у актера и у картины оказалась трудная судьба. 85 лет назад родился Валентин Попов.
Проснуться знаменитым он мог бы еще в 1956-м, в 20 лет — тогда Марлен Хуциев, увидев начинающего актера в народном театре ЗИЛ, хотел пригласить Попова в фильм «Весна на Заречной улице». Но то ли побоялся рисковать (для режиссера это был дебют в «полном метре», хоть и в соавторстве), то ли кто-то сверху посоветовал взять уже раскрученного исполнителя… В итоге влюбившегося в учительницу сталевара Савченко сыграл Николай Рыбников, у которого за плечами было уже семь работ, в том числе главная роль в «Чужой родне».
Резкая критика Хрущева
Впрочем, о «потрясающе обаятельном парне» Хуциев не забыл. Спустя три года, затеяв снимать «Заставу Ильича», он пригласил Валентина на главную роль — сыграть уволенного в запас солдата Сережку Журавлева. Партнерами Попова стали Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская. В эпизодах снялись режиссеры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, сценаристы Наталья Рязанцева и Павел Финн, актеры Олег Видов, Виталий Соломин, Родион Нахапетов, Светлана Светличная, Ольга Гобзева. Камео — один из сценаристов фильма Геннадий Шпаликов и сам Хуциев.
Киноповесть посвящена поколению «шестидесятников», «оттепели», наступившей после ХХ съезда партии, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина.
Накануне Нового 1963 года студия им. Горького приняла фильм. Михаил Ромм после просмотра долго молчал, курил, а потом сказал Хуциеву: «Марлен, вы оправдали свою жизнь…»
У Хрущева, однако, сложилось другое мнение о картине. Спустя два месяца он разразился резкой критикой «Заставы», отметив, что положительные герои не есть олицетворение современной молодежи. Как это так: страна строит коммунизм, а парни не знают, как и зачем жить, каких целей добиваться.
Решение сродни самоубийству
Фильм был запрещен к показу. Режиссера вынудили переснимать, дорабатывать, вырезать… Только в 1965-м то, что осталось в результате корректив, вышло на экраны под названием «Мне двадцать лет». Но даже в таком виде картина получила специальную премию жюри Венецианского МКФ, «Золотую пластину» на кинофестивале в Риме. А Валентин Попов был удостоен премии итальянского киножурнала.
Премьера авторского варианта киноповести Хуциева состоялась спустя много лет, в 1988-м. Творческий путь режиссера вообще оказался тернистым. Не раз ему еще приходилось пробиваться сквозь чиновничьи препоны, непонимание, критику и запреты.
Судьба главного исполнителя «Заставы Ильича» Попова и вовсе сложилась трагически. Роль Журавлева оказалась в его киножизни первой и последней.
После съемок картины, недолгой и не очень успешной службы в «Современнике» и Театре на Малой Бронной актер разочаровался в профессии, решив, что сам может писать сценарии и делать фильмы. К актерскому диплому Школы-студии МХАТ он добавил режиссерский из ВГИКа. И, кажется, готов был горы свернуть на новом поприще. Кто-то из биографов или критиков признает потом: это решение для Попова было сродни самоубийству.
Последний инфаркт в 55 лет
Валентин написал два сценария, снял четыре фильма (на съемках одного его сразил инфаркт, окончить последний помешал инсульт — завершал работу коллега), подготовил несколько сюжетов для популярного в советское время сатирического киножурнала «Фитиль». Еще появился как актер в короткометражке «Турындыка»…
Все работы, по большому счету, прошли незаметно для кинозрителей.
На удивление, после «Заставы» режиссеры не завалили Попова предложениями. А работать локтями, заводить правильные знакомства и оказываться в нужное время в нужном месте он не умел и учиться этому не желал. Он был добрым и ранимым, независтливым и порядочным, принципиальным и независимым. Нежелание прогибаться было его отличительной чертой. А в актерской и в режиссерской профессии с этим качеством работать, мягко говоря, непросто.
Те сценарии, которые нравились Попову, не устраивали начальство. Те, что предлагались сверху, противоречили его принципам. На съемочной площадке Валентину часто становилось плохо, вплоть до «скорой». Из-за неудовлетворенности процессом он прикладывался к бутылке…
«Для него актерская профессия была мучительна, потому что, как он говорил, актер всегда продает себя, как товар, и каждый раз надо идти на то, что тебя подминают», — рассказывала спустя годы вдова Валентина Марта.
После инсульта в 1982-м Попов получил третью группу инвалидности. Режиссерское кресло пришлось оставить. На пенсию в 30 рублей прокормить семью (с оперной певицей Мартой Костюк Валентин воспитывал сына Дмитрия) было невозможно.
Безусловно талантливый, Попов начал сочинять пьесы для театра, писал легкие сказки, заметки. Но здоровье не позволяло работать много. Он нервничал, постоянно находился в стрессе…
Итогом стал очередной инфаркт. В 55 лет.