Сергей Юрский. 2012 год. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости
16 марта – 85 лет со дня рождения Сергея Юрского. Знаменитый актёр, режиссёр, чтец, педагог... Коллеги по Театру им. Моссовета, где Юрский играл многие годы, называли его совестью эпохи.
В поддавки с властью не играл
Юрский был действительно одним из тех, кто не играл в поддавки с властью. Больше всего мэтра в последние годы жизни волновало то, что происходит в культуре, служению которой он посвятил свою жизнь.
«Культура – не учреждение, культура – это такое же понятие, как вера в Бога, это часть человека, часть его души, – рассказывал в одном из своих интервью «АиФ» Юрский. - Если это не так, тогда не нужно искусство. Театр имеет воздействие на души. Но, во-первых, для этого воздействия нужно иметь орган посылающий – а это искусство. На это людям искусства дан талант, общество их в какой-то мере содержит, оберегает от физического труда. Во-вторых, должна еще быть и воспринимающая душа, которая это чувствует. Если культуры в человеке нет, то искусство не может на него воздействовать».
Всегда боровшийся за правду и свободу в искусстве, к цензуре Юрский, тем не менее, относился с уважением.
«За или против ли я цензуры? Любой определенный ответ здесь будет ложь, – говорил Сергей Юрьевич. – В России традиционно с 19 века всё подвергалось жесточайшей цензуре. Была ли она плоха? Да, она была ужасна. Но были ли там люди, которые становились определителями добра и зла в обществе среди цензоров? Были. И фамилии их не забывают до сих пор, они становились теми, кто называется направителями, критиками. Они давали иногда возможность даже великим осознать нечто. Потому что это голос общества».
Рассуждения Юрского, высказанные несколько лет назад в «АиФ», сегодня звучат удивительно злободневно. «Ужасна ли цензура вообще? Ужасна, – рассуждал мэтр в интервью нашему изданию. - Отсутствие цензуры принесло ли действительную свободу? Нет. Потому что такой власти денег, как в последние годы, не было никогда. Количество тех, как занимается проблемами денег, зашкаливает. Каждые 20 минут объявляется, какой курс какой валюты, куда что изменилось, какие акции взлетели.
Все кинулись продавать втридорога то, на что будет большой спрос. Обман, ложь всюду. Когда биржа была на Западе, мы называли ее язвой капитализма. И, вообще говоря, правильно называли. Биржа – это барометр подлости, которая есть в обществе. Мы сегодня все держим бой. Идёт бой за душу человеческую».
Юрский сыграл в театре и кино десятки ролей. В последние годы работой-отдушиной для него был спектакль «Полеты с ангелом. Шагал», где он играл знаменитого художника. «Эта постановка отличается от продукции, которая называется антрепризой, – рассказывал «АиФ» артист. – К этому жанру у зрителя отношение сложное. Кто-то говорит: «Ой нет, в театр я не хожу, я очень устал, и поэтому я только на антрепризы хожу. Хочется чего-то полегче». А есть некоторый снобистский слой, который заявляет: «Я хожу только в театр, там высокое искусство. А на антрепризу я не хожу. Пошлятина». Но это какие-то ущемленные люди.
А наш спектакль, который по организационному строю антрепризный, но по воздействию на зрителей, на мой взгляд, и есть настоящий театр. Это доказывает то, что «Шагал» собирает абсолютные аншлаги даже в очень больших залах, во многих точках России, Беларуси, Прибалтики, Израиля, США, Канады – собирает большие залы. И они вместе с нами смеются, плачут, сопереживают главному герою, наблюдают за историей любви».
Для Юрского этот спектакль был еще и лекарством. Актеры часто говорят, что сцена лечит. Это действительно так. В последние годы жизни у Юрского были проблемы с ногами – порой каждый шаг давался ему с невероятным трудом. А в «Шагале» ему нужно было не просто ходить по сцене – вальсировать, забираться по лестнице на бутафорскую крышу. Преображение происходило на глазах у зрителя – актёр забывал про недуги и через десять минут после начала спектакля порхал по сцене. Но боль, к сожалению, возвращалась, когда утихали аплодисменты.
Любовь с первого взгляда
Что же касается любви в жизни самого артиста, то Сергей Юрский многие десятки лет был счастливо женат на актрисе Наталье Теняковой. Познакомившись на съемках фильма, оба влюбились друг в друга с первого взгляда. Оба состояли на тот момент в браках. Поняв, что чувство у них истиннон и искренне, Юрский и Тенякова соединили свои судьбы, чтобы не расставаться никогда.
В семейной жизни этой пары проблем не было, а вот извне – хоть отбавляй. Например, когда на Юрского начались гонения в родном Ленинграде. Как вспоминал об этом сам актёр, видимо, власти чувствовали, что он, с одной стороны, сын дворянина, а с другой – отчаянный «шестидесятник». Как говорила Тенякова в одном из своих интервью, Юрскому «не давали работать, он был везде запрещен. Как диссидент. Когда его выжили из города, мы вынуждены были уехать в Москву. И начались такие гадкие уговоры, знаешь: «Наташ, ну тебе-то зачем, тебя-то не трогают, останься в Питере, ты первая актриса БДТ, будешь играть все роли… То есть гадость несусветная. И как только начались эти разговоры, я в тот же день пошла и назло сменила фамилию на Юрскую».
По признанию Сергея Юрьевича, жена для него была самым важным человеком в жизни, она всегда служила ему камертоном во всем. Но особенно Юрский ценил Наталью Максимовну за то, что, когда у него наступали очередные трудности, дома не было «никаких поглаживаний по головке». И это помогало ему мобилизоваться и снова идти в бой.
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.