Международный фестиваль «Бенуа де ла Данс», включённый ЮНЕСКО в программу «Всемирное наследие», называют «балетным Оскаром». Вручение главного приза и гала-концерты в этом году пройдут на исторической сцене Большого театра 20 и 21 июня.
Народная артистка, прима-балерина Большого Светлана Захарова – худрук и председатель жюри фестиваля (в 2022 г. свой пост ей передал легендарный хореограф Юрий Григорович). С ней «АиФ» разговаривает о вечной классике и о том, что пытаются отменить наши современники.
Больше школ, хороших и разных
Елена Садкова, aif.ru: Светлана Юрьевна, сейчас много говорят о том, что современный балет всё активнее теснит классический. Выживет ли классика при такой конкуренции?
Светлана Захарова: Не только выживет, но и продолжит развиваться. Без классики я, честно говоря, не вижу будущего балета. Ни один академический театр не может существовать без неё. Каждая балерина мечтает станцевать прежде всего классический репертуар: Одетту и Одиллию, Китри, Жизель… И выбор зрителей, когда они смотрят на афишу, чаще всего останавливается на «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Дон Кихоте».
– К вопросу о «Щелкунчике» и «Лебедином озере». Весь прошлый год Запад пытался отменить русскую культуру, но не преуспел в этом неблагодарном деле…
– В мировой культуре всё настолько неразрывно переплетено, что невозможно что-то взять и отменить. Ну как представить оперу или балет без Чайковского? А симфонические концерты без Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича? Также и наша культура обеднеет без Моцарта, Баха, Шопена, симфоний Малера, без французских, итальянских хореографов, художников, режиссёров…
У искусства – объединяющая роль. И на международных гала-концертах, фестивалях, куда съезжается всё балетное сообщество, по-прежнему хорошая атмосфера: общение, ужины, репетиции. Или возьмите наш «Бенуа». Там жюри и участники из разных стран. Первый вечер фестиваля будет невероятно яркий. Артисты Большого театра покажут отрывок из нашумевшей работы Вячеслава Самодурова на музыку Юрия Красавина «Танцемания». Солисты Национального балета Китая представят фрагмент спектакля «Куда излить всю мою любовь?» – это номинация хореографа из КНР Ли Цзюнь. Солисты Казахского национального театра оперы и балета им. Абая привезут отрывок из балета «Фрески» хореографии Тимура Мынбаева, а прима-балерина сеульского Юнивёрсал-балета Кан Мисон с партнёром представят сцену из балета «Миринаэгил» хореографии Чи Пхён-гвон.
– А русский балет сохранит своё первенство в мире?
– Не люблю разговоры о том, кто лучший, кто первый. Существует несколько школ мирового уровня. Очень сильны французы, итальянцы, англичане… Позже начала претендовать на мировой уровень американская балетная школа. Сейчас быстро развиваются Китай, Корея, Япония.
Да, у нашего балета большие традиции. Но они есть и у европейских школ. Мне посчастливилось работать в разных театрах мира, с разными балетными компаниями, хореографами, партнёрами, у которых я многому научилась. Уверена: школы могут и должны быть разными. Поэтому стараюсь избегать заявлений образца «мы впереди планеты всей». Хотя мы, безусловно, должны стремиться к этому…
Тело как рабочий инструмент
– Балету начинают учиться очень рано – в 4–5 лет девочки уже часами стоят у станка в репетиционном зале. А вы в каком возрасте осознали, что все приложенные усилия не напрасны?
– В детстве я не мечтала стать балериной… Поняла, что всё не напрасно, только во время учёбы, когда стала постарше. Когда начала замечать, что у меня что-то получается лучше, чем у остальных. Когда на экзаменах комиссия оценивала меня выше других учениц. Когда я получила вторую премию на Международном конкурсе им. Вагановой в Санкт-Петербурге. И ещё я хотела оправдать мечты моей мамы – ведь именно она привела меня в балет.
– Ваш супруг – знаменитый скрипач Вадим Репин. Дочку Аню вы отдали в музыку или балет? В одном из интервью вы говорили, что можно предложить ей этим позаниматься, но в интернат, как было у вас, – никогда.
– Моя дочка пошла в спорт, она гимнастка, тренируется в Центре художественной гимнастики Ирины Винер. Аня входит в состав юниорской сборной России и сборной Москвы. Это её выбор, ей нравится. К тому же это очень красивый вид спорта.
– Как-то, готовясь к балету «Анна Каренина», вы сказали, что желание у вас одно – отдохнуть. А как отдыхает прима-балерина Светлана Захарова?
– Устаю я в основном физически. Моё тело – это инструмент, и оно очень сильно утомляется, особенно при интенсивной подготовке к премьере… Я ведь полностью выкладываюсь на сцене и порой после спектакля думаю: «Господи! Как я хочу отдохнуть». Но, знаете, хватает одного спокойного дня, чтобы восстановить силы. И это притом что я всё равно нахожу себе какие-то дела, в праздности день не проходит (смеётся). Я трудоголик, совсем не умею отдыхать, но учусь этому.
В свободное время стараюсь просто посидеть с книжкой, кино посмотреть. Это переключает мозг с основной работы.
Рабочий вопрос
– В кино один из любимых сюжетов – конкуренция между балеринами и те гадости, которые они друг другу подстраивают. Да и все эти легенды про то, что танцовщицы друг другу битое стекло в пуанты подсыпают, ленточки режут… Есть в этом правда?
– И конкуренция, и зависть в балете есть. Так же как и боль, и кровь. Но той жестокости, злости и подлости, которую преподносят в кино, нет. По меньшей мере за всю мою карьеру я с таким кошмаром не столкнулась ни разу.
Да и потом зависть ведь присутствует в любой профессии. И в спорте, особенно в большом, где длинная скамейка запасных, готовых в любой момент подменить ведущих, и в обычном офисе.
Впрочем, здоровая конкуренция – хороший стимул к развитию. В нашем же деле сцена – единственный судья. Талант на ней не спрячешь, но и без него ничего не достигнешь.