Ирина Муравьёва родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Сперва она очень хотела быть учителем. Причём непременно — в младших классах. Но потом увлеклась самодеятельностью и, заканчивая школу, уже не сомневалась в выборе будущей профессии: видела себя только актрисой. Поэтому подала заявления сразу во все театральные вузы Москвы. И везде получила от ворот поворот. В Щукинском училище Муравьевой и вовсе посоветовали забыть о профессии за неимением актерских данных. Отец в какой-то момент пытался напомнить ей о былой мечте: стать учительницей. «Учитель без куска хлеба точно не останется!» — убеждал он дочь. Но та стояла на своём.
Чтобы не сидеть на родительской шее, Ирина отправилась работать, поменяв за год несколько профессий. И на следующий год твердо решила опять попытать счастья. Но, к сожалению, и вторая попытка поступления провалилась: все крупные театральные вузы Муравьеву не приняли. Согласились взять Ирину только в студию при Детском театре, где конкурс был небольшой.
Спустя много лет Муравьева сыграет в популярной музыкальной комедии режиссёра Татьяны Лиозновой «Карнавал», вышедшей в 1982 г. Играла Муравьева практически себя: с той лишь разницей, что ее героиня Нина Соломатина приехала в Москву «выучиться на артистку» из небольшого городка Оханска. Сама Ирина была коренной москвичкой.
Интересно, что Лиознова, которая всегда проводила огромный кастинг, в тот раз в выборе актрисы на роль главной героини не сомневалась. Более того, Татьяна Михайловна доверила Муравьевой играть практически саму себя. «Я изначально боролась за выживание, подрабатывая и уборщицей, и швеёй, — рассказывала в одном своём интервью Лиознова. — Поэтому „Карнавал“ снимала как фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас».
Особенно ярко Муравьева сыграла сцену, где Соломатина, подрабатывая дворничихой, отчаянно готовится «идти в актрисы». Именно этот эпизод очень часто показывают по ТВ: её Нина, набив рот орехами, произносит скороговорки «Кукушка кукушонку купила капюшон» и «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».

За год «Карнавал» посмотрели более 30 миллионов человек. А Муравьева по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой года.
Другая звездная картина Муравьевой — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, собравшего прекрасную команду. Раиса Рязанова, исполнившая роль строителя Тоси, рассказывала «АиФ»: «На съёмки мы — Вера Алентова, Ира Муравьева, Володя Меньшов и я — ехали и пели. Возвращались — тоже. Царила такая благожелательная, такая чудесная атмосфера! Это был рай! После картины „Москва слезам не верит“ люди нас узнавали на улицах, улыбались, здоровались».
Как признавался в интервью «АиФ» режиссёр Владимир Меньшов, проблемы у него были только с выбором главной героини, которую в итоге сыграла Вера Алентова. А вот с актрисой на роль Людмилы, стремящейся в жизни, как в лотерее, вытянуть счастливый билет, сомнений у него не возникало: было понятно, что самоуверенную и яркую Свиридову лучше, чем Муравьева, не сыграет никто.
Сомнений насчет выбора главной героини не было и у режиссёра картины «Самая обаятельная и привлекательная» Геральда Бежанова. «Когда я начинаю снимать, для меня самое главное — это снайперски подобрать актёрский состав, — рассказывал «Аргументам и фактам» мастер. — Вот не было бы с нами Александра Абдулова, не было бы „Самой обаятельной и привлекательной“. То же самое касается других актёров. Я полгода ходил за Муравьёвой, потому что только её видел в роли Нади Клюевой!
После успеха фильмов „Москва слезам не верит“ и „Карнавал“ Муравьёва отказывалась от многих предложений. Отказалась и от моего. Но я почувствовал, что эту женщину надо добиваться. Я стоял перед ней на коленях, умолял её мужа, „облизывал“ её следы у Театра им. Моссовета. И всё-таки добился согласия Муравьёвой».
По словам Бежанова, снимать Муравьеву «было одно удовольствие». Актриса оказалась невероятно «собранной, ответственной». Она полностью отдавалась съемочному процессу, «жила картиной» и внимала всем советам режиссёра, чтобы «точнее воплотить образ Нади Клюевой». Эта лирическая комедия, снятая на заре перестройки, стала одной из популярнейших в СССР и в народе разошлась на цитаты.
В последние годы Муравьева в кино не снимается, но активно играет в Малом театре, ставшем для нее родным. По ее признанию, когда она входит в Малый и закрывает за собой тяжелые дубовые двери, у нее возникает ощущение, что время там остановилось: нет ни кризисов, ни интриг, ни нелепых режиссерских экспериментов, которыми сегодня кишат другие площадки…
Муравьева придерживается принципа: ничто в жизни не бывает случайно, всего нужно достигать трудом. Вот и её поступление в студию Детского театра было таким же неслучайным. После учёбы она была принята в труппу Центрального детского театра. И именно там познакомилась с мужчиной своей жизни: режиссёром Леонидом Эйдлиным, который был старше неё на 12 лет. Работая режиссёром-постановщиком Саратовского академического театра юного зрителя, Эйдлин ставил спектакли также и в столице, в ЦДТ и Театре сатиры.

В 1975 г. у пары родился первый сын: Даниил Эйдлин. По признанию артистки, она никогда не задумывалась о том, чтобы нанять няню. Муравьева ухаживала за малышом в течение положенного декретного отпуска, считая, что лучше, чем родная мать, о Дане никто не позаботится. А роли от нее не уйдут. То же самое было и со вторым сыном Евгением Эйдлиным, родившимся в 1983 году. Впоследствии оба мальчика решили пойти по родительским стопам и связать свою жизнь с искусством: Даниил учился в Школе искусств во Франции. А Евгений окончил продюсерский факультет ГИТИСа.
В какой-то момент Ирина глубоко погрузилась в религию: в последние годы актрису редко можно увидеть без аккуратно повязанного на голове платка. Прошёл слух, что актриса чуть ли не в монастырь собирается. Но Муравьёва по-прежнему живёт в миру, играет в Малом театре, категорически отказывается от участия в сомнительных проектах и скандальных ток-шоу. И признаётся, что после смерти мужа душевный покой обретает только в храме, когда приходит туда отстоять службу.
Лучшие роли Ирины Муравьевой


Лучшие роли Ирины Муравьевой







Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть