Примерное время чтения: 17 минут
11869

«Ростоцкий снимал меня с роли». Драпеко рассказала о съемках в «А зори...»

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Елена Драпеко в фильме «...А зори здесь тихие», 1972 г.
Елена Драпеко в фильме «...А зори здесь тихие», 1972 г. Кадр из фильма

Заслуженная артистка России, известная зрителям благодаря картинам «А зори здесь тихие...», «Безотцовщина», «Одиноким предоставляется общежитие» и другим, Елена Драпеко, первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре, 29 октября отмечает 75-летие. Накануне юбилея она рассказала aif.ru о любимых народом фильмах с её участием и высказалась о наболевшем.

Бледная, худенькая, прозрачная

Ольга Шаблинская, aif.ru: — Елена Григорьевна, во всех интервью вас всегда спрашивают про «Зори...».

Елена Драпеко: — Я всегда говорю: не столько я сыграла Лизу Бричкину, сколько она меня сформировала. Поначалу Станислав Ростоцкий, режиссёр картины «А зори здесь тихие...», снимал меня с роли. У Васильева в произведении было написано: румяная деревенская деваха, кровь с молоком, решительная. А я была бледная, худенькая и прозрачная девочка из интеллигентной ленинградской семьи. Играла на скрипочке, походка — в третьей позиции, как обучали в балетных кружках. Ростоцкий начал меня отодвигать на задние ряды, в массовку. Стал искать другую актрису. Пересмотрели всех. Но никто не соответствовал образу. В итоге жена сказала Ростоцкому: «Если ты режиссёр, то у тебя и швабра заиграет. А внешность у Драпеко такая, что за неё надо отдельные деньги платить». И тогда режиссёр стал со мной работать как с актрисой. Мне поменяли грим, «сделали» вологодские скулы, веснушки, выработали походку, пластику, говор. И примерно через месяц я стала походить на то, что потом увидел зритель.

Судьба у картины звёздная, она объехала весь мир. Мы, героини, кстати, не получили за этот фильм ничего. Все призы достались только старшине Васькову.

Тем не менее «Зори...» были яркой путёвкой в жизнь. Меня сразу стали приглашать сниматься, но в основном в фильмах, где надо было копировать Лизу Бричкину. Доярки, свинарки, лесорубы — все эти сценарии попадали ко мне. Ну а мне хотелось попробовать себя в другом амплуа. И попробовала!

Иногда на творческих встречах меня называют Верой: я снималась в сериале «Вечный зов» и сыграла там легкомысленную секретаршу. Многим эта роль тоже полюбилась.

— Только хотела вас спросить про этот фильм.

— «Вечный зов» снимали долго — почти 10 лет — замечательные режиссёры, просто фантастический дуэт Валерий Усков и Владимир Краснопольский. А артисты там какие! Я сама себе завидую, что с ними рядом работала. Старая гвардия: Капеллян Ефим Захарыч — Ефим Закадрыч его звали у нас, Семина Тамара, вечная моя мать. В «Вечном зове» она играла Анфису, а я её дочку, Верку, и в «Безотцовщине» параллельно работали, в другом фильме, тоже в такой же паре — она мать, а я дочь. В «Вечном зове» 30 персонажей, и все потрясающие. Вадим Спиридонов — какой он фантастический Федор в фильме! А Андрей Мартынов, старшина из фильма «А зори здесь тихие...», там он так сыграл Кирьяна Инютина, просто потрясающе. Совершенно другой характер, сам на себя не похож.

Я считаю, что «Вечный зов» — один из наших лучших сериалов, это вообще один из первых сериалов российских, очень качественно снят. И политически очень правильный фильм, патриотический, и в художественном смысле очень здорово всё там.

— А что осталось за кадром «Вечного зова»?

— Когда шли съёмки картины «Вечный зов», меня поселили в гостиницу «Мосфильма», где расплодились комары, которые меня буквально сожрали. В соседнем со мной номере жила Пенкина, артистка, которая в тот момент играла в «Хождении по мукам» красотку. Чтобы уснуть, она спала под душем — вода лилась, и комары не могли пролететь к ней. Это был ужас. У меня лицо опухло так, что мы на 4 дня отменили съёмки. Потом, слава богу, нас оттуда переселили в другую гостиницу. Я там пришла в себя, меня чем-то мазали, чтобы хоть как-то привести в порядок лицо.

От «Безотцовщины» сперва отказалась

— Вашему сердцу актрисы наверняка дороги и другие картины?

— Есть ещё одна любимая мной и народом картина — «Одиноким предоставляется общежитие». Это любимое кино всего СНГ. Я по этому поводу регулярно даю интервью армянскому телевидению. Там моего мужа играл Фрунзик Мкртчян — помните? А я — Ниночка-блондиночка. Которую «возвращает» муж, так как она не умеет готовить.

Я вообще хоть и питерская, на «Мосфильме» снималась много и с удовольствием. Но вот в картине «Безотцовщина» — это одна из первых российских, советских мелодрам была — отказывалась сниматься.

— Чем был вызван отказ?

— Сопли в сахаре, мне показалось. Такой сценарий банальный — он, она, ребёнок, он её бросил, потом вернулся, прости меня, а я — не прощу! Такая мутотень зелёная. После моего отказа меня вызвал Николай Трофимович Сизов, директор киностудии, и сказал: «Значит так, Драпеко, либо ты снимаешься в этой картине, либо ты больше у меня на киностудии не снимаешься вообще!»

— Почти шантаж.

— Да. Куда деваться? Я сказала: «Ладно, Николай Трофимович, из любви к „Мосфильму“ и лично к вам».

Прихожу в съёмочную группу — там сидит режиссёр Владимир Шамшурин мрачнее тучи. На меня не глядит, в мою сторону даже не смотрит и со мной не разговаривает. Оказывается, он хотел снимать другую актрису! А его вызвал Сизов и сказал: «Значит, так. Эта артистка, которую ты хочешь снимать, нам не подходит, будешь снимать Драпеко. А если не хочешь с Драпеко работать, вообще кино снимать не будешь». Представляете? Сизову надо было, чтобы кассовое кино получилось. Он, как продюсер, определил, что в этом фильме должна быть я.

И вот я пришла на съёмки — можете представить мой ужас, когда я понимаю, что режиссёр меня не хочет снимать, и я не хочу играть. А партнёром моим был очаровательный Левка Прыгунов — чудный совершенно, прелестный человек, он играл главную роль со мной — мужа, который меня бросил.

Первый съёмочный день. Мы снимаем финал фильма. Стою я, смотрю в окно на этого самого Прыгунова ненавидящим взглядом. Говорю режиссёру: «Что вы хотите, чтобы я сыграла здесь?» Он отвечает: «Сыграйте слом максимализма». Так, сказала я себе — играем слом максимализма.

— Даже звучит смешно. Как такое играть?

— Именно! Я в шоке была. Но Лёвка мне говорил: «Да успокойся ты, все перемелется». И действительно, где-то через месяц, когда пришёл отснятый материал, мы одну сцену сыграли, другую — режиссёр помягчел. И вот так потихонечку притерлись друг к другу и потом даже полюбили друг друга. Я у этого режиссёра снималась уже в следующем его фильме. Вместе с ним мы получили премию Ленинского комсомола за «Безотцовщину» и за второй фильм — «А у нас была тишина». Там Володя Шамшурин снимал любимых им актёров. Представляете, такая судьба кинематографическая: свели нас с ним, поженили без любви, а мы притёрлись. И кино получилось забавное, его посмотрело сразу 50 миллионов зрителей, чуть кинотеатры не сломали граждане, так они хотели видеть эту мелодраму. Успех был сумасшедший, до сих пор его крутят и крутят по телевидению. Всё это — благодаря директору киностудии. Великий Николай Трофимович Сизов, бывший генерал милиции, который «Черную кошку» ловил и про это книжку написал.

Я застала лучшие времена «Мосфильма». Хотя бы потому, что в то время там снимал Тарковский. Я присутствовала в кабинете директора киностудии Сизова, когда он говорил одному режиссёру: «„Мосфильм“ может потянуть одного Тарковского, двух Тарковских „Мосфильм“ не потянет!»

Дело в том, что был такой режиссёр Хамдамов, который снимал «Рабу любви». Снимал-снимал, снимал-снимал, а конца не видно. И потом «Рабу» отдали Никите Михалкову, и Никита доделывал это кино. А Хамдамову объяснили, что второго Тарковского «Мосфильм» не потянет. Дело в том, что Тарковский очень долго не мог выйти из съёмочного периода очень дорогого. Потому что кино — это ещё и производство. Это мощности, люди, деньги, техника — очень дорогое удовольствие. Которое, на самом деле, могут себе позволить немногие страны.

Заслуженная артистка РСФСР, артистка кино Елена Драпеко. 1981 г.
Заслуженная артистка РСФСР, артистка кино Елена Драпеко. 1981 г. Фото: РИА Новости/ Шахвердиев

«Пора вычеркнуть их из нашей жизни»

— Вы в итоге питерская? Или москвичка уже?

— Тут уже и не разберёшься. Дело в том, что директор киностудии меня уговаривал: «Сейчас мы дом строим, я тебе квартиру дам. Приезжай к нам работать на „Мосфильм“, всё равно ты у нас всё время снимаешься». А я так люблю Питер... И вроде бы согласилась уже, а потом приехала в Петербург, вышла на стрелку Васильевского острова и заплакала. Хотя Москву я тоже полюбила, но до сих пор живу здесь в служебной квартире, как депутат Госдумы. Я каждый раз думаю о ремонте, но в итоге её не благоустраиваю. Думаю, ну, ёлки зелёные, кончится моя работа здесь, и я уеду назад в Питер. И вот уже, считай, четверть века в Москве живу.

— Не могу не спросить вас о злободневном, о дне сегодняшнем, о наболевшем — сбежавших актёрах, кроющих Россию. Что скажете о поведении Максима Галкина*, который на недавнем концерте в Варшаве спел песню на украинском языке. До этого комик собирал деньги в помощь Украине на фестивале Лаймы Вайкуле в Юрмале, а в своих обращениях в соцсетях постоянно он подчеркивает, что «помогает украинскому народу».

— Как я могу к этому относиться? Разве тут может быть два мнения? Галкин — предатель! К нему в России однозначно все относятся именно так. А вот в Варшаве он по глупости спел на украинском. Поляки не любят украинцев. А уж тем более сейчас. Я считаю, что такого предателя, как Галкин, даже не стоит комментировать. Он этого не заслуживает.

— Сейчас много в Сети говорят про отъезд Аллы Пугачёвой и Максима Галкина на Кипр после того, как началось обострение палестино-израильского конфликта. До этого Примадонна с детьми и мужем уехала из РФ в Израиль, когда Россия начала спецоперацию на Украине...

— Когда Земля Обетованная тоже загорелась, снова побежали! Очередную родину искать. Да чего о них говорить. Вы лучше расскажите про достойных артистов. Я езжу в зону СВО и вижу, что их там море! Выступают для наших бойцов, поддерживают страну. А Пугачёва с Галкиным, и слава богу, что уехали от нас, очистили нашу землю. Они нам не нужны такие.

— Также сейчас обсуждается возвращение сбежавших актёров, которые возвращаются в РФ на заработки.

— Я это воспринимаю крайне негативно. Если человек сбежал с началом СВО, значит, он против России. Я в отношении всех, кто против России, занимаю однозначную позицию: эти люди должны сидеть либо в тюрьме, вернувшись в РФ, либо не нужно их сюда вообще пускать. Что же касается съёмок сбежавших, то нужно вызвать продюсеров сериала и намылить им шею. Чтоб неповадно было! А то они нам всех сейчас привезут. Понимаете, эта буря с побегом актёров, которая после СВО пронеслась по России, она очистила нашу страну от нечисти. Мы таких, как Бурковский, Ургант и иже с ними, и не помним уже, какие они артисты.

— И последний вопрос — про юбилей. Как себя ощущаете?

— Мне часто говорят, что я не выгляжу на свои годы. Наверное, потому, что я не зацикливаюсь на паспортном возрасте, просто об этом не думаю. Если бы я думала о годах и вслушивалась внутрь себя, у меня бы тут же болезни нашлись. А когда ты своих годов не замечаешь — болеть некогда, не хочется. Болезни от тебя отстают сами, отвязываются. Как говорила моя мама: «Несчастья любят несчастных, а болезни любят больных».

Я не позволяю себе раскисать. Когда мне очень плохо, я начинаю делать что-нибудь. Когда уже совсем тяжело, начинаю учить иностранный язык — выучить я его не выучу, но это на самом деле отвлекает от проблем.

Другой пример. В кино у нас сложная ситуация была в 1980-е годы, зарабатывали мы не очень. Света Крючкова мне недавно ​говорит: «Ты не знаешь, Драпеко, за что я тебя люблю?» — «Конечно, не знаю». — «Много лет назад, когда у меня умер муж — оператор, ты единственная из направления Союза кинематографистов выступала за то, чтобы дать мне стипендию на ребёнка. И добилась того, что мне её дали». Я давным-давно это забыла. А она помнит. И созналась в этом буквально на моём прошлом юбилее, на 70-летии.

Первый заместитель председателя комитета по культуре Елена Драпеко выступает на пленарном заседании Государственной Думы РФ. 2023 г.
Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко выступает на пленарном заседании Государственной Думы РФ. 2023 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Я к тому, что лучше думать о чужих проблемах, чем о своих, это тоже очень лечит и не даёт стареть. Потому что кругом у людей-то ещё больше проблем, чем у тебя.

*Физическое лицо, исполняющее функции иностранного агента

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах