«Искусство в той или иной мере прочувствовало то напряжение, что висело в воздухе, и отразило это задолго до того, как мир изменился», — говорит писатель Сергей Лукьяненко.
Валентина Якубовская, «АиФ»: Сергей, в вашем романе «Предел» из нового космического эпоса «Соглашение» некая суперцивилизация Ракс присматривает за остальными разумными мирами. Как только на какой-нибудь планете вспыхивает конфликт, грозящий гибели всей цивилизации, они пытаются его предотвратить и корректируют, переписывая, их историю. Получается, страсть к конфликту в природе любых разумных существ?
Сергей Лукьяненко: К сожалению, агрессия и конфликтность — это во многом движущие мотивы любой разумной цивилизации, любой культуры. И те культуры, которые пытались стать совершенно мирными, бесконфликтными, в итоге оказались порабощены, уничтожены. Можно сколь угодно долго говорить о непротивлении насилию, но по факту всё равно рано или поздно со злом приходилось бороться с оружием в руках.
Конфликтность — это огромная проблема человечества. Для достижения мира на всей Земле недостаточно разоружиться одной стране. Полностью разоружиться и жить мирно должны все. Но если одна-единственная страна заявит: «Нет, я теперь мировой жандарм. Я буду за всем присматривать!», все благие мечты о мире сразу рассыпаются в прах. Очень надеюсь, что человечество этот этап перерастет и перейдёт к нормальному сосуществованию, где конфликты будут решаться исключительно путём диалогов или, в конце концов, соревнованием на ринге. Но пока мы далеки от этого.
— Под суперцивилизацией вы какую-то конкретную страну подразумевали?
— Если вы имеете в виду Америку, то это вовсе не Ракс. Потому что Ракс у меня — цивилизация достаточно позитивная и миролюбивая. Но, разумеется, я, как и многие, думаю, что проблемы в мире начались с того, что США внезапно решили, будто история других стран закончилась, что они самые главные на планете. Эти лозунги «Давайте нам всё, что мы хотим!» и привели к нынешней ситуации.
— В «Пределе» одна из героинь, представительница той самой сильно продвинутой расы, говорит, что искусство — это осмысление того, что не может понять наука. А что конкретно искусство смогло осмыслить?
— Если почитать многие литературные произведения, которые были написаны за последние года два, в них можно найти это ощущение надвигающейся беды, мирового конфликта. Того, во что отказывались верить политологи, говоря: «Нет, такого никогда не будет!». А вот искусство в той или иной мере прочувствовало это и отразило задолго до того, как мир изменился. Потому что такие вещи искусство улавливает гораздо быстрее, чем наука. И хорошо бы, чтобы к писателям, когда они начинают о чём-то тревожиться и говорить, что появилась опасность для цивилизации, прислушивались.
— В интервью накануне 2022 года вы предсказали не только вооруженный конфликт, но даже пересадку свиного сердца человеку. Эти предсказания построены на чистой логике или у вас дар, как у Ванги?
— На самом деле я пришелец из будущего (смеётся). Сегодня вокруг нас очень много информации. Когда начинаешь её анализировать (а ведь работа писателя — это в многом анализ информации), становятся видны определённые тенденции. И ты начинаешь относиться к миру вокруг как к художественному произведению, у которого есть свои законы жанра. Как говорил Чехов, «если на стене висит ружье, значит, оно выстрелит». Если 8 лет подряд на нашей границе шли конфликты, там умирали люди, накапливалось вооружение, раздавались крики ненависти в наш адрес, то рано или поздно эта смесь должна была рвануть. Вопрос был только в том, в каких рамках и в каких масштабах.
Что касается Ванги, то все её предсказания, как правило, начинают цитировать после того, как событие уже произошло. Я в своё время шутки ради, когда случилось возвращение Крыма, написал несколько как бы предсказаний Ванги: что, мол, Крым от одного берега оторвётся и к другому прирастёт, что в краю рукотворных гор и глубоких нор — Донецке — будет большой шум. Напечатал эти «слова Ванги», вложил в книжку, сфотографировал и выложил в Сеть. Где-то через полчаса я покаялся, что это была шутка. Но до сих пор эти мои «пророчества» цитируются в интернете как предсказания Ванги.
— Сейчас в обществе есть не только вера в различные предсказания, но и страх. Как научиться не бояться перемен?
— Я человек, который родился в советское время, когда мир пребывал в жёстком идеологическом противостоянии. Я рос с пониманием, что мир — штука хрупкая. Но сегодня я не вижу реальных предпосылок для глобальной большой, ядерной, Третьей мировой — как угодно её назови — войны. А маленькие военные конфликты, к сожалению, происходят всегда. И в Европе тоже, давайте честно скажем. Просто «цивилизованный мир» всегда закрывал на это глаза.
Что касается сегодняшнего страха, то если убрать информационную истерическую накачку, которая есть и в СМИ, и в интернете, и в прочих СМИ, то люди успокоятся. Спокойствие, прежде всего, спокойствие! Надо делать свою работу, заниматься домашними делами, общаться с близкими, а не думать: «А вдруг бомба упадет? А вдруг гречка или сахар ещё больше подорожают?» Этими переживаниями ничего не изменишь, а вот работой мы можем и себя успокоить, и улучшить положение дел и в своей жизни, и в обществе.
Как врач-психиатр (Лукьяненко закончил Алма-Атинский государственный медицинский институт по специальности врач-психиатр — Ред.), я порекомендую принимать простую дешёвую российскую валерьяночку — прекрасное средство, помогающее спокойно наблюдать за происходящим. Или выпейте бокал вина. И поменьше зависайте в интернете. Берегите свое душевное здоровье. Помогите окружающим, которые тоже напряжены. Старайтесь меньше конфликтовать и больше общаться — со своими родителями, с детьми. Увидите, как градус вашей напряжённости сразу упадет. И, конечно, каждый день должна быть физическая нагрузочка, гуляйте на свежем воздухе — станет легче.
— Сегодня все планы резко меняются. Что будет с анонсированными новинками — финал трилогии «Измененные», «Вечный дозор», последний из «дозоров», который должен был выйти из печати летом, осенью ожидалась последняя книга трилогии «Соглашение». Они выйдут?
— Последний месяц очень многое перевернул и в мире, и в наших планах. Скорее всего, выход и последнего «Дозора», и цикла «Соглашение» сдвинутся. Но они обязательно выйдут. «Дозор» я вообще собирался закончить на шестой книге, но потом у меня возникла идея иного, более полного финала, поэтому я начал писать седьмой роман. Седьмая книга была начата ещё до пандемии. Так что вначале мне пришлось править все события, происходящие в ней, с учётом пандемии, а теперь — в связи с новой ситуацией в мире. Вот так: не написал вовремя — теперь придется дорабатывать.
— Экранизации ваших произведений тоже откладываются?
— Сегодня много моих книг готовятся к экранизации. Права на те же «Семь дней до Мегиддо» были куплены ещё до того, как они были выпущены в полном виде. Работа уже начата. Планируют снять фильм по роману «Застава» из цикла «Пограничье». Крупный международный проект буквально вот-вот должен был быть объявлен, но как теперь сложится его судьба, не представляю. У меня зависло уже три таких проекта. Я со дня на день ждал, чтобы о них громко заявить, но они затормозились. Ну, что поделать? Это жизнь. Времена не выбирают, как известно. Надеюсь, что в конце концов всё задуманное реализуется.
— И заживём мирно?
— Мой цикл «Соглашение» — это история войны и о войне, и в цикле «Изменённые» действие тоже происходят после того, как в мире начался глобальный военный конфликт. Правда, его прекратили прилетевшие инопланетяне. Но нам на инопланетян рассчитывать не стоит. Мы должны сами добиваться мира и спокойствия в нашей стране и вокруг её границ.