В истории рок-музыки есть такой своеобразный «клуб 27», в который посмертно включают известных исполнителей, скончавшихся в этом возрасте. Традиционно большинство членов этого «клуба» родом с Запада — Брайан Джонс из Rolling Stones, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон; есть и наши, отечественные — это Александр Башлачев и — с определенной натяжкой — Виктор Цой, который погиб в автомобильной аварии, когда ему уже исполнилось 28 лет. Конечно, никакой закономерности в возрасте умерших музыкантов не существует — можно собрать множество подобных «клубов», да и большинство членов «27» попали туда в золотой век рок-музыки, когда исполнители не слишком следили за своим здоровьем и почти не думали о будущем. После Моррисона вообще в этот «клуб 27» попал лишь основатель и солист группы Nirvana Курт Кобейн — в 1994-м. А после него — только британская исполнительница Эми Уайнхаус в 2011-м.
Что за Эми?
Эми Уайнхаус родилась достаточно поздно, чтобы застать те беззаботные времена, которые считаются «золотым веком рок-н-ролла». Она появилась на свет 14 сентября 1983 года. По отцу она потомок еврейского мигранта, который в конце XIX века перебрался из Минска (тогда входил в Российскую империю) в Лондон. В ее семье было несколько профессиональных музыкантов, которые и привили девочке любовь к музыке; музыкальное образование она получила в частной театральной школе — и там же с подругой основала свою первую группу Sweet'n'Sour, в которой исполняла модный в то время рэп. Но уже в 14 Эми начала искать собственный путь, который резко расходился с тем, что принят в приличном обществе.
Очень юная звезда
Много позже в биографиях Уайнхаус писали, что ее исключили из той музыкальной школы за неумение себя вести и за пирсинг в носу; знакомые певицы опровергали саму концепцию «исключения» — и утверждали, что она сама бросила учебу. Судя по всему, они правы — она с 14 лет усердно училась играть на гитаре, подрабатывала журналистом, была солистом любительской группы, а чуть позже вообще стала ведущей вокалисткой Национального молодежного джазового оркестра. В восемнадцать, став совершеннолетней, Уайнхаус подписала свой первый профессиональный контракт — причем не с небольшим лейблом, а с EMI. И, конечно, боссов компании привлекло не только созвучие имени певицы и названия фирмы.
Свой дебютный альбом Frank Уайнхаус выпустила в октябре 2003 года; он пробился наверх британского пластиночного чарта, получил номинации на премию Brit Awards, а заодно достиг платинового статуса — то есть продажи его были на высоте. Молодую певицу начали приглашать на фестивали — она выступила на Гластонбери, на сцене, посвященной джазу, который сильно повлиял на ее творчество, на V Fest и отправилась в канадский Монреаль. Она уже стала звездой, но лишь британского разлива. Для международного успеха потребовался второй альбом — Back to Black 2006 года; эта пластинка была самой продаваемой в Великобритании, а в США заняла седьмую строчку в Billboard 200. В 2008-м Уайнхаус стала триумфатором премии «Грэмми», завоевав сразу пять наград — в том числе за «Запись года» и за «Песню года». Но первые звоночки о том, что в жизни певицы не все ладно, раздавались уже тогда.
Путь саморазрушения
По некоторым данным, к наркотикам и алкоголю Уайнхаус пристрастилась чуть ли не в 15 лет, когда и начинала свою музыкальную карьеру, но долгое время ее вредные привычки оставались за пределами внимания публики. И поначалу все шло неплохо — один успешный альбом, второй... Вот на втором отработанная система и дала сбой. Дело в том, что Уайнхаус продвигала свои пластинки разовыми выступлениями — фестивали по всему миру старались включить ее в лайн-ап, чтобы привлечь поклонников молодой исполнительницы. В ноябре 2007-го Уайнхаус впервые узнала, что такое недовольная публика, — ее освистали во время концертов в Бирмингеме и Лондоне, а она в ответ лишь поливала зрителей помоями.
Тот тур пришлось отменить; на популярности альбома и песен из него эта отмена не сказалась. Но материал для следующего релиза певица готовила очень долго, обманывая ожидания фанатов. Да и живые выступления все чаще стали происходить с какими-то проблемами — Уайнхаус могла просто свернуть концерт посреди песни, заявить, что ей скучно, и уйти со сцены. У нее наблюдались проблемы с памятью — да и в целом она вела себя как человек, который попал в некие жернова и отчаянно пытается забыться.
Посмертная слава
18 июня 2011 года Уайнхаус начала свой очередной европейский тур с катастрофы в Белграде — она едва смогла исполнить несколько песен, ее освистали, а власти города назвали это мероприятие «позором». Уже через несколько дней тур был окончательно отменен, а певица на месяц превратилась в затворницу. 20 июля она неожиданно вышла на сцену на концерте своей крестницы, певицы Дионн Бромфилд — впрочем, ненадолго и без песен из своего репертуара. А 23 июля Эми Уайнхаус скончалась.
Расследование было долгим, а его результаты обнародовали только в январе 2013 года, когда ситуация «остыла», и все равно они были не слишком лестными для певицы — согласно данным полиции, она выпила слишком много алкоголя, и ее сердце не выдержало.
Неожиданная смерть Уайнхаус словно освободила некую пружину, которую певица старательно сжимала всю свою недолгую карьеру. Вышли ее неизданные песни — третий альбом Lioness: Hidden Treasures был издан в декабре 2011-го. В сентябре, в 28-й день рождения Уайнхаус, выпустили и уже готовый клип на ее дуэт с джазовым певцом Тони Беннетом Body and soul, за который им обоим присудили «Грэмми». В 2012-м отец певицы издал мемуары о своей дочери и ее жизни. И так продолжалось несколько лет.
Сейчас Эми Уайнхаус все еще остается в памяти своих фанатов и поклонников — правда, как некая далекая звезда, которая ушла от них в «клуб 27». Но уже в 2023-м она попала в топ-200 величайших певиц всех времен, который составили журналисты журнала Rolling Stone — правда, лишь на 83-е место.