«Китайцы не проклинают своих руководителей прошлого. В этом смысле мы не только «двоечники», но – варвары», – уверен писатель Святослав Рыбас.
Попали в западню
Юлия Шигарева, «АиФ»: – Святослав Юрьевич, Российский книжный союз представил первый Всероссийский книжный рейтинг. В топ-20 самых продаваемых изданий вошли лишь 3 романа, а большая часть – книги на тему «как перестать нервничать и начать жить». Почему так изменилось отношение к художественной литературе?
Святослав Рыбас: – Предполагаю, что составители рейтинга получили в ответ то, что хотели. Проблема в другом: наше общество не имеет внятных идеологических ориентиров и находится, скажу жёстко, в западне.
– Культура, как мы всегда думали, делает человека лучше. Но… В одной стране борются с «неправильным» языком, в другой громят памятники «неправильным» героям, в третьей травят тех, кто своим творчеством не угодил очередным меньшинствам.
– Культура никого не делает лучше. Она предлагает человеку выбор. Но если он не знает своего направления или им манипулируют, то культура ему не помощник. Я как писатель-историк, автор многих книг в серии «Жизнь замечательных людей» приведу вам такой факт. Некоторые мои герои, сталкиваясь с той или иной проблемой, обращались к литературным произведениям. Например, министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко возил с собой на переговоры целые чемоданы книг. В библиотеке Сталина было 20 тыс. томов, и в большинстве стояли его отметки. Книги в кабинете Си Цзиньпина – зеркало интеллектуальных запросов китайского председателя.
Можете сказать, что читают наши руководители? Мне это неизвестно. А ведь было бы полезно, например, какому-нибудь министру время от времени адресоваться к литературным источникам. Хотя бы для пропаганды чтения.
Кроме того, исторические аналогии часто звучат гораздо убедительнее, чем речи телевизионных пропагандистов. Возьмите, например, события, предшествовавшие Февральской революции. Развернувшаяся в газетах и в Госдуме дискредитация царя и царской семьи переходила все рамки допустимого, поддерживалась из-за рубежа и была направлена на подрыв государственного управления. Как писал в своём донесении французский военный разведчик капитан де Малейси, «английский посол не покидал кулис заговора». Что я хочу этим сказать? Культура может нам помогать, если мы подготовлены. Сейчас в Малом театре и во МХАТе им. Горького идут мои пьесы «Государственный переворот» (о заговоре против Николая II) и «У премьер-министра мало друзей» (о Петре Столыпине). Большинство зрителей – молодые. Они ищут ответы на современные проблемы.
Кто у нас герой?
– Что в нашем прошлом мы изучили недостаточно или вовсе упустили из виду и чем это нам аукнулось?
– В Китае Си Цзиньпин, став генеральным секретарём ЦК КПК, распорядился проанализировать причины распада Советского Союза. Этим занялись ведущие аналитические центры и институты – от Академии наук до Народной армии. Скажите, сделано ли подобное в России? Есть ли у нас стратегическое планирование? Подскажу: китайцы планируют вдолгую, на 30–60 лет. При этом они не проклинают своих предыдущих руководителей. В этом смысле мы не только «двоечники», но – варвары.
Вот мой старый друг Александр Звягинцев много лет занимается исследованием Нюрнбергского процесса. Но он частное лицо, энтузиаст-подвижник. Даже его спектакль о процессе был поставлен исключительно на пожертвования хороших людей. Кто у нас в стране занимается идеологией, пропагандой, воспитанием молодёжи? Все понемногу и никто. Как говорил незабвенный Борис Березовский: «Дайте мне телевидение, и я смогу сделать мартышку...» Помните?
– Нет, нет, не с героями напряжёнка, а с раздвоением нашей реальности. Герои официальные – лидеры рынка и прочая публика, а для нормальных обывателей – тот парень, который сказал перед решающим выбором в своей жизни: «Работайте, братья!»
В СССР с этим тоже были проблемы, но в целом общество понимало, куда идёт страна.
Когда перестройка показала, что власть идёт не туда, люди просто отвернулись от неё как от несоответствующей нашим базовым идейным представлениям.
– В серии «ЖЗЛ» рассказывают о персонах из века прошлого, позапрошлого. А из наших современников кто-то мог бы стать героем одной из таких книг?
– В «ЖЗЛ» есть раздел «ЖЗЛ: Биография продолжается...» – о современниках. Например, по моей рекомендации там вышла книга о кардиохирурге Лео Бокерии. Конечно, в вашем вопросе есть и второй смысл: современность слишком близорука, для дальнозоркой оптики нужно время. Но, уверяю вас, достойных людей у нас тысячи. Академики Владимир Фортов, ныне покойный, Юрий Соломонов, горный инженер Владимир Лунёв… Вы можете продолжать и продолжать.
26 лет назад я стал председателем Экспертного совета национальной премии «Человек года». За это время познакомился со многими современными героями и понял, что в базовых вещах Россия остаётся великой.
В какую сторону смотреть?
– Ностальгия – одно из основных настроений сегодня. Долго ли ещё мы будем «затылком вперёд» жить?
– Народ, как мы знаем, состоит из трёх составляющих – это ушедшие поколения, ныне живущие и будущие. У римлян был бог дверей, двуликий Янус, глядящий назад и вперёд. Лично я уважаю этого персонажа. Это и мой бог. Что мне подсказывают современники? То, что было ими усвоено вчера. Что подсказывают будущие? Что я не должен скисать и капитулировать. Как говорил поэт Фёдор Тютчев, Россию всегда спасала её история. Даже не так: История. С прописной буквы.
Наша память о прошлом – это ностальгия по справедливому устройству общества. Многочисленные сцены убийств и жульничества в телесериалах не могут заслонить эту память. При этом в России есть реальные достижения во многих областях, есть реальные герои, их в миллион раз больше, чем коррупционеров и «успешных менеджеров». Что мы знаем о них? Кто сверху скомандовал вспомнить об этих людях? По сути, мы имеем две культуры, две идеологии. А это очень опасно.