Примерное время чтения: 8 минут
39680

Она просто не смогла без него жить. Большая любовь Антонины Шурановой

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Актриса Антонина Шуранова в роли генеральши Войницевой в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год.
Актриса Антонина Шуранова в роли генеральши Войницевой в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год. РИА Новости

30 апреля актрисе исполнилось бы 85. И она могла бы еще играть. Например, петербургских тетушек. Умной, интеллигентной, скромной была и сама Антонина Шуранова

Сегодня почти невозможно представить кого-то другого в роли обольстительно-неотразимой генеральши Анны Петровны Войницевой в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Совершенно понятно, что именно такой, как в картине «Чайковский», была меценат и подруга великого композитора Надежда фон Мекк, которую сыграла Шуранова.

Антонина Шуранова в роли Надежды фон Мекк в фильме «Чайковский» (режиссер Игорь Таланкин). 1968 год.
Антонина Шуранова в роли Надежды фон Мекк в фильме «Чайковский» (режиссер Игорь Таланкин). 1968 год. Фото: РИА Новости/ Мурашко

«Нет, мать, что-то святости маловато»

А утонченная княжна Марья Болконская в фильме «Война и мир»?.. Кажется, она просто сошла со страниц толстовского романа. Не зря же Сергей Бондарчук, увидев фотографии студентки ЛГИТМиКа Шурановой, не мог отказаться от идеи снять именно ее. А она не хотела. Видела свое будущее только в театре. «Мосфильм» уже начал давить через деканат. Тоня согласилась, на пробах 12 дублей подряд проплакала. А после премьеры, как и Людмила Савельева (Наташа Ростова), проснулась знаменитой.  

Хотя роль далась ей нелегко. «Нет, мать, что-то святости маловато», — говорил поначалу Бондарчук. А она, вчерашняя студентка, и понять не могла, какая еще святость нужна. Не спала, не ела. Боялась, что выдворят с площадки.

— И вот первый съемочный день, — вспоминала потом актриса. — Проводы князя Андрея. Вешаю я ему на шею образок и говорю: «Пусть он тебя сбережет…» Тут горло у меня от волнения перехватило, я перешла на шепот. Гляжу, а Бондарчук-то весь воспрял. После первого дубля кричит: «Второй, немедленно!» Потом обнял меня: «Ну, мать, наконец-то…» — «Так у меня же голос пропал». — «Да и не нужен он здесь».

У Толстого-то по отношению к Марье даже слово особое было: «шелестит». И ходит она, робкая, едва ли не по стеночке…

«Война и мир», 1966 год.
«Война и мир», 1966 год. Кадр из фильма

Считала себя недостойной экрана

Шуранова играла Розу Люксембург, Розалию Землячку, Ларису Рейснер. Но могла быть и барыней, врачом, воспитательницей детдома, искусствоведом, медсестрой… При этом ясно как белый день, что в кинематографе она не сделала и десятой доли того, что могла бы. Режиссеры оказались слепыми и глухими. Тогда как Антонина была обаятельна и красива странной, не всем понятной красотой, а ее маняще-бархатный альт мог заворожить любого.

Она не рвалась на экран, считая себя недостойной. Говорила: «Я нефотогенична. Убеждена, что кино не моя стихия». И добавляла, как бы объясняя, что не лукавит: «Я вообще раньше была нетерпимой. Себя жрала, до идеала докапывалась. И сейчас считаю, что к нему стремиться надо. Но не стоит при этом „кушать“ себя и других».

Еще в институте (и даже до поступления) Антонина мечтала о сцене и только о ней. При этом Шурановой не нужна была громкая слава. Ее не манили лавры кинозвезды. А вот званием звезды ленинградского ТЮЗа, где прослужила четверть века, она могла бы гордиться. Но тоже не гордилась: «Я человек будней, репетиций. Работа для меня — праздник. Существование на сцене — поиск истины».

Скромная, интеллигентная, не любящая суеты… Казалось, она и актрисой-то стала вопреки желанию.

— Только бы в толпе меня не было видно. Когда меня стали узнавать на улице, я терялась и все время держала лицо. Обычно на нем отражается все то, что думаю. Тут же под взглядами каменела. Хотелось отдохнуть от чужого внимания.

«Опасный поворот», 1972 год.
«Опасный поворот», 1972 год. Фото: Кадр из фильма

14 лет дружили, пока не поняли, что это… любовь

В театре у нее были Васса Железнова, Гертруда в «Гамлете», Царь-девица в «Коньке-Горбунке», киплинговская Дикая женщина, Филумена Мартурано... Было уважение коллег. И безграничная любовь зрителей.

Главное — именно на сцене Антонина встретила любимого человека. Александр Хочинский (звезда фильма «Бумбараш», исполнитель песни «Журавль по небу летит») стал самой большой любовью ее жизни. Правда, поняла она это не сразу. Должно было пройти 14 лет.

Антонина дважды успела выйти замуж и развестись. Две жены было до Шурановой и у Хочинского, они даже дружили семьями. И просто дружили. Пока наконец не поняли, что должны быть вместе. Всегда. Не только на сцене.

Непрожаренные котлеты и кубинский ром

Она была старше на 8 лет, жила в пятикомнатной квартире в центре Ленинграда. Но однажды пришла к Александру в крошечную коммуналку на Васильевском острове и… осталась. Пересоленные непрожаренные котлеты и кубинский ром показались ей тогда лучшей едой на свете.

Две звезды ТЮЗа, два абсолютно непохожих и, кажется, совсем не подходящих друг другу человека, соединившихся как плюс и минус, были счастливы 22 года. Даром что Александр выпивал, запустил здоровье, мог уйти утром гулять с собакой и вернуться вечером. А Антонина все это время места себе не находила.

Были периоды, когда семья сидела без денег, народная артистка вынуждена была делать жуткие, но, видимо, нужные кому-то розочки из воска. 1990-е для этой пары были сложными. Как и для многих.

Несмотря ни на что, они были счастливы. Но не так долго, как могли бы. В 54 года сердце Александра Хочинского, не выдержав испытаний вредными привычками, остановилось. Жизнь без любимого потеряла для актрисы всякий смысл. Она не хотела никакого общения. Ее уже не радовала сцена…

Через пять лет Антонина Шуранова ушла вслед за мужем. Официальной причиной смерти называли онкологию. И только близкие знали: она просто не могла без него.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах