Во фразе «актриса одной роли» есть что-то печальное. Как будто у приличного артиста должно быть ролей много, а у нее, неудачницы, — всего одна. Но Нина Иванова, которой 6 января могло бы исполниться 90 лет, осталась в истории нашего кино, да что там — всей страны, после одного-единственного фильма. И о таком успехе можно только мечтать — даже тем, у кого в фильмографии по сто и больше работ. Картина «Весна на Заречной улице» (1956) оказалась и любимой, и важной для зрителей... В Иванову влюблялись. Но и тогда находились хейтеры, которые возмущались: что, мол, нашел герой Николая Рыбникова в этой простой девушке? А нашел он в ней то же, что нашел сперва режиссер, а потом — вся страна.
Старшая дочь
Свой первый счастливый билет в большую жизнь юная москвичка Нина получила задолго до «Весны на Заречной улице». Режиссер Виктор Эйсымонт пригласил ее на главную роль в фильм «Жила-была девочка». Шел 1944 год. Лишь в январе наши войска сняли блокаду Ленинграда, но уже шли съемки фильма об этой страшной странице нашей истории. Десятилетняя Нина приехала в город на Неве из Москвы и отлично справилась с очень сложной ролью. Даже сейчас ее беззащитная фигура в шубе не по размеру и с санками на снегу трогает душу. Как и текст: «Настенька, приходи в клуб, найди там Ватрушкина!» — «Ватрушкин... Какая вкусная фамилия!»
Дальше была учеба и, возможно, мечты о дальнейшей работе в кино. Но в 1949 году отец Нины ушел из семьи. Она осталась с мамой и еще тремя младшими сестрами. Так очень рано началась для нее взрослая жизнь. На смену мечтам о красивом будущем пришла необходимость помогать маме, кормить семью. Нина окончила среднюю школу, ни о каком вузе речь не шла. Она отправилась работать контролером ОТК и, возможно, прожила бы совсем другую жизнь, если бы не ее любовь к кино.
«Она все испортит!»
Девушка с прекрасными глазами время от времени продолжала сниматься в студенческих работах начинающих режиссеров. И однажды ее заметил молодой Марлен Хуциев, который вместе с Феликсом Миронером начинал снимать «Весну на Заречной улице». Хуциев сразу предложил девушке главную роль. Потом шептали, что Хуциев ухаживал за Ниной, надеялся на романтические отношения.
При этом Николай Рыбников, известный к тому времени актер, был категорически против такого выбора. «Она все испортит», — говорил он.
Но, как довольно часто получается в кино, отношения артистов друг к другу не помешали им убедительно сыграть настоящее сильное чувство. «Весна...» стала одним из самых кассовых и популярных советских фильмов на долгие годы. Рыбников заслуженно превратился в звезду номер один, да и Нина Иванова постоянно получала приглашения сниматься.
Левченко стала Савченко
Еще на съемках «Весны на Заречной улице» у Нины начался роман с оператором фильма Радомиром Василевским. Через некоторое время молодые люди поженились и переехали в Одессу. Для Василевского это был второй брак, от первого у него росла маленькая дочка. У Нины и Радомира общих детей не было, и они довольно быстро развелись.
В конце 1950-х — начале 1960-х Нина довольно много снималась. Но большие роли ей предлагали редко.
В 1964 году вышла знаменитая комедия Вениамина Дормана «Легкая жизнь», в которой снимались Юрий Яковлев и Надежда Румянцева, а Фаина Раневская исполнила одну из своих лучших комедийных ролей. Там есть небольшая роль и у Нины Ивановой. Ее героиня — выпускница педагогического института во время встречи с однокашниками говорит, что теперь она не Левченко, а Савченко. Зрители, конечно, сразу оценили эту фразу, ведь у ее героини в «Весне...» фамилия была Левченко, а у героя Рыбникова — Савченко. А значит, у героев их любимого фильма и в будущем все сложилось хорошо.
Увы, у самой Нины жизнь складывалась не так гладко, как в кино...
«Пусть помнят молодой и красивой»
Нина снова вышла замуж. Ее избранником стал художник Андрей Валерианов. Этот брак тоже не выдержал испытания временем. Говорят, что причиной расставания стала тяга супруга к бутылке. Больше Нина Иванова семью строить не пыталась, так и прожила до старости в одиночестве.
В советском кино важно было иметь корочку об образовании, это дало бы возможность оставаться в профессии, даже если режиссеры не приглашают сниматься. У Ивановой такой корочки не было, а новых предложений не поступало.
Впрочем, Нина Георгиевна продолжала работать, не опускала рук. Она стала помощником режиссера на киностудии имени Горького, где и служила до пенсии. Писала сценарии, стала даже автором нескольких выпусков журнала «Ералаш». Марлен Хуциев рассказывал, что, когда у Нины стало плохо с деньгами, она, уже находясь на пенсии, устроилась медсестрой в одну из столичных больниц.
Тихая жизнь никак не вязалась с тем фактом, что «Весну на Заречной улице» постоянно показывали по ТВ, а о судьбах актеров старой школы постоянно писали в прессе. Нину Иванову тоже одолевали просьбами об интервью. Но она всегда отказывалась. Иногда говорила: «Актрису должны помнить молодой и красивой».
Видимо, в отместку кто-то начал писать о том, что Нина Георгиевна сильно пьет и даже продала квартиру, чтобы были деньги на водку... Уже потом, после ее смерти в 2020 году, и соседи, и знакомые о таких заявлениях говорили с возмущением, ничего подобного они не замечали. Да и квартира актрисы на Проспекте Мира принадлежала ей до последних дней.
Можно только гадать, о чем думала, чем жила эта загадочная звезда, которая так ярко загорелась в нашем кино и так быстро ушла в тень...