15 января 1917 года родился Евгений Лебедев, советский актёр театра и кино. Его называли «великим лицедеем» XX века.
Имя Евгения Лебедева хорошо знакомо старшему поколению. Его роли в фильмах «Два капитана», «Поднятая целина», «Иду на грозу», «Свадьба в Малиновке», «Блокада» помнят многие, но это лишь малая часть из актёрских работ талантливого артиста, который выходил играть на сцену вплоть до 80 лет. На долю драматического актёра выпало немало испытаний, в юбилей Лебедева АиФ.ru вспоминает лишь некоторые из них.
«Поповский сын»
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени и Государственной премии СССР родился в городе Балаково в семье священнослужителя. И, к сожалению, первый серьёзный урок, который пришлось усвоить талантливому юноше: своё происхождение надо скрывать.
Где бы ни появлялся комсомолец, его гнобили, называя «поповским сыном». Расплачиваясь за «родословную», Лебедев был вынужден сменить несколько театральных училищ, переезжать из города в город, подрабатывать грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором и... учиться врать. Лебедев говорил, что его родители умерли в голодном 1921 году, а сам втайне от всех встречался с матерью. «С тех пор как я стал врать, ко мне стали хорошо относиться, меня перестали называть „попёнком“, „кутейником“. Но страх перед Богом всё время ходил за мною и напоминал о моих грехах до тех пор, пока я не привык к нему, потому что другой страх сделался страшнее. Бог неизвестно ещё, когда накажет. А люди наказывали быстро», — позже вспоминал артист.
Врать про смерть отца ему пришлось недолго: в 1937 году Алексея Лебедева расстреляли. А всего за несколько дней до этого в привокзальном буфете на станции Аркадак состоялась их последняя встреча. Отцу — за шестьдесят, сыну — двадцать. Эту встречу актёр запомнил навсегда: «Первый и последний раз я пил с отцом. Он мне сам предложил: „Я хочу с тобой выпить. Я чувствую, что мы больше никогда не увидимся“. Я никак не ожидал услышать от него такое. А он смотрел в стопку и говорил, как заклинание, как молитву: „Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоём должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм — в тебе самом, храм — душа наша. Трудись — и воздастся тебе, стучи — и откроются тебе двери познания жизни, ищи — и найдёшь... Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог — это человек“».
Детдом
В биографии Лебедева был ещё один страшный эпизод, о котором он не мог забыть никогда. Через год после смерти отца расстреляли его мать, и у молодого актёра на руках осталась малолетняя сестра, которую ему запретили взять с собой в общежитие.
Чтобы пристроить малютку, артист пошёл с ней в Народный комиссариат просвещения, где ему заявили: «Врагов не устраиваем. Кому нужно, тот о них позаботится. Уходите». После отправился в женотдел, где услышал: «А, поповские выродки! К нам пришли? Деться некуда, поездили, покатались на нашей шее. Хватит!» После долгих скитаний и унижений Лебедеву удалось пристроить Нину в детский дом, но для этого пришлось соврать, что он нашёл девочку на улице и даже её не знает.
Конечно же, через много лет артист разыскал свою младшую сестру, которую в 1937, казалось, навсегда оставил в детдоме, но от душевных ран не оправился никогда. «Он всю жизнь не мог себе этого простить, но по-другому было нельзя», — вспоминал друг Лебедева Олег Басилашвили. Также его коллега по сцене был прав, когда говорил: «Всю боль свою за родных, за их перечёркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли. Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актёра, наложила отпечаток на всё его творчество».
Несыгранная роль
Пожалуй, самым «тяжёлым» в карьере талантливого артиста был спектакль «История лошади», в котором он сыграл главную роль. В истории его героя — старого пегого мерина — было много из жизни самого Лебедева. Актёр говорил: «Я играю лошадь. Прежде чем сказать первую фразу, я всегда вспоминаю отца и мать, а уж потом говорю: „Когда я родился...“». А зрители утверждали, что тот, кто хоть раз видел в БДТ «Историю лошади», уже никогда не мог забыть этого артиста: столько в нём было боли.
Однажды критик Эльга Лындина охарактеризовала Лебедева: «Он обладал даром буквально на глазах зрителей создавать внутренний мир своих героев: трепетный, противоречивый, перетекающий из одного состояния в другое. Актёр умел удивить лукавством и шальной удалью, ошеломить эффектом, взрывом эмоций, к чему точно подводил зрительный зал». А когда в возрасте 35 лет артист дебютировал на большом экране, уже широкая публика смогла убедиться в его таланте.
К 80 годам в копилке Лебедева были десятки театральных и киноролей, но, к сожалению, ему так и не удалось сыграть на сцене всё, что он хотел. Главной мечтой артиста была роль шекспировского короля Лира. Лебедеву даже предлагали сыграть её в нескольких театрах, но он отказывался, так как в то время служил в БДТ, где главным режиссёром был Георгий Товстоногов, его близкий друг и шурин. Артист не хотел «предавать» своего товарища (в то время было не принято играть в чужих труппах). Жена Лебедева, Натела Александровна Товстоногова, об этом вспоминала так: «Женя даже не говорил ему об этих предложениях. Но всю жизнь он мечтал о роли короля Лира. И не просто мечтал, а работал над ней, как будто готовился к премьере. И эта роль, я точно знаю, у него была готова. И текст знал наизусть. Хотя он её так никогда и не сыграл».
Незадолго до смерти Лебедев перенёс тяжелейший инсульт, после которого ему пришлось заново учиться двигаться, ходить, разговаривать. Он даже вернулся в театр, но в возрасте 80 лет ушёл навсегда не только со сцены. Его вдова была убеждена, что этой смерти могло бы и не быть в этом возрасте: «Он был очень сильным человеком даже в свои восемьдесят... Если бы его не уговорили на абсолютно ненужную ему операцию, которую ещё и не сумели сделать, он бы сейчас играл в театре...».