В сентябре 2004 года на телеэкраны вышел сериал «Моя прекрасная няня», который очень быстро добился большого зрительского успеха. Актрисе Анастасии Заворотнюк, сыгравшей главную роль, «Моя прекрасная няня» принесла широкую известность.
Путь к успеху вряд ли можно назвать простым — звездный час пришел к Заворотнюк в возрасте Христа, когда за плечами было уже 13 лет кинокарьеры. Так порой бывает — одна роль оставляет в тени все другие работы артиста. Несмотря на то, что «Моя прекрасная няня» закончилась десять лет тому назад, заслуженная артистка России Анастасия Заворотнюк оставалась для публики «няней Викой». А ведь на счету у актрисы около трех десятков ролей в кино и сериалах. О пяти из них мы решили вспомнить в этом материале.
«Машенька», 1991 год
Кинодебют Заворотнюк состоялся в 1991 году. Режиссер Тамара Павлюченко, в 1980-х снявшая несколько телеспектаклей для очень популярного в СССР цикла «Это фантастический мир», взялась за кинопостановку первого романа Владимира Набокова «Машенька».
Произведение рассказывает о жизни русских эмигрантов в Берлине. Главный герой Ганин слушает рассказы своего соседа о предстоящем приезде жены из Советской России. В фотографии соседской супруги он неожиданно для себя узнает свою прежнюю любовь, Машеньку... На роль Машеньки, которая большую часть картины появляется в воспоминаниях Ганина, Тамара Павлюченко пригласила 19-летнюю студентку Школы-студии МХАТ Настю Заворотнюк. В фильме играли такие асы, как Юрий Яковлев и Борис Плотников, но молодая артистка достойно справилась со своей задачей. Другой вопрос, что на фоне распада страны, а вместе с ним и кинематографа, «Машеньку» мало кто заметил и оценил.
«Наследник», 2001 год
«Наследник» — картина свежая, 2001 года, но ощущение, что снята она году эдак в 89-м, не покидает от титров до титров. Кино за редчайшим исключением тогда производилось дешевое и сердитое и развивалось в двух направлениях: подробный анализ чернухи современности в лице путан и бандитов или разоблачительные фильмы про «жуткие сумерки советского прошлого». Если в кадре появлялись, скажем, церковные купола, то можно было практически не сомневаться, что минут через пять вам непременно покажут голую женщину... Играли в фильмах несчастные советские актеры старой школы, которых безденежье лишило не только гордости, но, кажется, и элементарного профессионализма. Неудивительно, что за этим кратким периодом эротических буйств и духовных оргий последовал тяжелейший кризис, едва не погубивший отечественное кино как таковое«, — так описывался фильм в рецензии, опубликованной в журнале «Искусство кино».
Автор критической заметки попал в точку — «Наследник» действительно снимался в мрачные для российского кинематографа времена, в 1993 году. Режиссер Владимир Любомудров, снявший в советские годы такие неплохие картины, как «Ищи ветра...» и «Первая Конная», не устоял перед общими тенденциями. Задействованы в картине были звезды — Александр Пороховщиков, Валерий Баринов, Виктор Борцов, Геннадий Корольков, Александр Панкратов-Черный. Заворотнюк досталась роль дочери священника, над которой потерявший человеческий облик сын бизнесмена, в прошлом видного партийного деятеля, решил надругаться.
В целом фильм вряд ли был удачей для кого бы то ни было из съемочной группы. В довершение всего во время работы над ним закончились деньги, и неозвученный, несмонтированный фильм пролежал на полке восемь лет. Доделали и выпустили его только в начале 2000-х.
«Гоголь. Ближайший», 2009 год
Режиссер Наталья Бондарчук, в 2003 и в 2006 годах соответственно выпустившая картины «Любовь и правда Федора Тютчева» и «Пушкин. Последняя дуэль», свой очередной фильм посвятила еще одному видному русскому литератору — Николаю Гоголю.
«По жанру фильм близок к мистической драме. Новизна взгляда на биографию писателя в наше время выражается в том, что она рассматривается сквозь призму религиозного миросозерцания писателя, что было бы совершенно невозможно в атеистическое советское время. Гоголь был православным христианином, и фильм направлен на раскрытие его духовных исканий, — рассказывала о картине режиссер. — Фильм начинается с рассказа о реальном факте из биографии Гоголя: как его облик попал на знаменитое полотно "Явление Христа народу". Художник Александр Иванов не просто "использовал" оригинальное лицо Николая Васильевича, но и сделал его едва ли не главным персонажем своей поразительной картины».
Заворотнюк досталась роль Александры Смирновой-Россет. Фрейлина императрицы, Александра Осиповна была знакомой и другом Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Жуковского.
Сама актриса о своей роли рассказывала так: «Режиссёр Наталья Сергеевна сказала, что роль специально для меня. Россет — необыкновенная женщина XIX века, она была умна и очень остроумна. У неё были семья, дети, что не исключало большого количества романов. Пушкин был в неё влюблён, и она его очень любила. Была влюблена в Гоголя и надеялась на взаимность, но... они пережили этот момент. Гоголь — неоднозначная фигура, так что они пришли к тому, что стали духовными братом и сестрой».
Картина «Гоголь. Ближайший» была удостоена целого ряда призов на кинофестивалях, однако большой известности, в отличие от фильма «Пушкин. Последняя дуэль» с Сергеем Безруковым, не получила. Между тем, в этом фильме Анастасия Заворотнюк сыграла одну из лучших своих ролей.
«Аманда О», 2010 год
В 2010 году, когда успех «Моей прекрасной няни» еще не забылся, телеканал СТС запустил новый сериал под названием «Аманда О». Главная роль певицы и актрисы Аманды О ушла к Заворотнюк.
Как и «Моя прекрасная няня», «Аманда О» была адаптацией иностранного сериала, в данном случае аргентинского. В оригинальной версии главную роль играла бешено популярная в России звезда «Дикого ангела» Наталья Орейро. Аргентинская «Аманда О», стала первой теленовеллой, снятой для интернета, но впоследствии ее показали и по национальному ТВ Аргентины.
Если у аргентинцев с Натальей Орейро «Аманда» получилась, то в России что-то пошло не так. После показа первых пяти серий проект был снят с эфира. На СТС пояснили, что «старт оказался не таким ярким, как планировалось».
«Охота на гауляйтера», 2012 год
Совместная российско-белорусская многосерийная картина, снятая режиссером Олегом Базиловым, была посвящена реальному историческому событию — операции по уничтожению главы нацистской оккупационной администрации Белоруссии Вильгельма Кубе, осуществленной советскими партизанами в сентябре 1943 года.
«Мы не говорим, что у нас документальная история, нет конечно. Это военная драма. Конечно, она только основана на тех событиях, которые только послужили источником вдохновения для написания сценария. Многое мы добавили от себя для того, чтобы больше раскрыть характеры», — рассказывал о фильме режиссер.
Допущения были настолько существенными, что пришлось менять имена персонажей — Вильгельм Кубе превратился в Вильгельма Краубе, а ликвидировавшие его Герои Советского Союза Елена Мазаник и Мария Осипова — в Галину Помазан и Марию Архипову.
Заворотнюк играла Помазан. В интервью «Беларусь-ТВ» актриса рассказывала: «На самом деле я очень давно хотела сыграть эту женщину. И два года охотилась уже за этим сценарием. По-настоящему охотилась. И когда уже я столкнулась с вот этим сценарием, я абсолютно просто заболела и поняла, что её никто не сыграет, её сыграю только я... Моя героиня совершает подвиг не от того, что она родину любила, за Сталина рвалась, фактически по нашей версии. Всё не оттого что, а вопреки, всё время перевертыши, и нет ответов, как нет ответов по-настоящему на самом деле ни в чём».
В итоге фильм оказался, мягко говоря, спорным. Настолько, что ни российские, ни белорусские каналы получившийся продукт показывать не рвались. Зато его охотно показали на Украине и в Латвии.
Большинство тех, кто видел «Охоту», считают, что Анастасия Заворотнюк справилась с ролью достойно. А все, что касается сюжета, это к сценаристам и режиссеру.