Мы запомним его именно таким: с лёгкой, чуть ироничной улыбкой и серьёзным отношением к жизни. / Рамиль Ситдиков / РИА Новости
16 марта 1935 г.в Санкт-Петербурге родился Народный артист РСФСР Сергей Юрский.
«Да это ж я!»
Великий артист. Глубокий режиссёр. Вдумчивый писатель, философ. Настоящий гражданин.Человек-эпоха…
На вопрос журналистов, кто всё-таки лучше сыграл великого комбинатора Остапа Бендера – он, Андрей Миронов или Арчил Гомиашвили, Юрский, скромнейший человек, отвечал: «Конечно же, я. Здесь без вариантов». А вот дались ему съёмки в «Золотом телёнке» у Михаила Швейцера ох как непросто. Сцену, когда Остапа обирают на румынской границе, снимали зимой. Пустой аэродром в Тушине, дикий холод, снег. Дубль за дублем, дубль за дублем. Для актёра всё закончилось тяжёлым воспалением лёгких. «Зато картина получилась прекрасная», – радовался Юрский.
Сергей Юрьевич даже роль второго плана умел сыграть так, что после выхода фильма его персонажа цитировали. Вспомните хотя бы любящего выпить дядю Митю в «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Для съёмок артисту накладывали сложный возрастной грим. Как-то во время перерыва вся съёмочная бригада отправилась на обед в местное кафе. Но Юрского туда… не пустили: «Куда прёшься, пьянчуга! Там известные артисты кушают». Юрский с присущим ему чувством юмора ещё и подыграл: начал горланить песни и пританцовывать. Положение спас Меньшов, объяснив: это знаменитый актёр в образе.
А роль в сериале «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина Юрский выбрал сам. Прочитав в сценарии о судьбе затравленного системой, без вины арестованного Ивана Сергеевича Груздева, он подумал: «Да это ж я!» В тот момент на него шли гонения в родном Ленинграде. Артисту Большого драматического театра не давали работать. Его считали диссидентом и выживали из города. Как рассказывала супруга Юрского Наталья Тенякова, начались гадкие уговоры: «Наташ, ну тебя-то не трогают, останься в Питере, ты же первая актриса БДТ…» А я пошла и назло всем сменила фамилию на Юрскую».
В конце концов семья Юрских, бросив квартиру в Ленинграде – единственное, что дала артисту советская власть, – буквально бежала в 1978 г. в Москву. Юрский стал актёром и режиссёром Театра им. Моссовета. А с 1991 г. одновременно играл и ставил на сцене Школы современной пьесы.
Осмыслить ошибки
На спектаклях «Предбанник», «Провокация», «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» всегда были аншлаги. Последняя работа «Полёты с ангелом» о художнике Шагале была любимым и выстраданным детищем Юрского. Играл в этом спектакле он до последнего. «Сцена, когда она осмысленна, – целительна, – говорил «АиФ» мастер. – У меня очень болит нога, но в «Полётах» мне нужно танцевать, двигаться, превращаясь в воспоминаниях в человека молодого. На время спектакля, это знают все актёры, перестаёт болеть живот, исчезает насморк, боль, рана, язва, которую сейчас ношу, забывается». Шагал привлёк мастера своей совершенно необычной судьбой. Он испытал все ужасы ХХ в. – голод, ксенофобию, изгнание, непризнание. И славу. «Я увидел этот спектакль как покаяние, как раздумье о собственных ошибках», – говорил Сергей Юрьевич.
Юрский считал: по-христиански прежде всего нужно говорить о собственных ошибках. Если тебе сейчас не хватает свободы, равенства, братства, значит, в своё время от этих понятий ты сам отказывался ради чего-то другого. «Ну так вспомните, где вы, люди, прокололись в вашем поведении, в вашей продажности, в вашем подхалимстве власти, в вашем приятии чего угодно. Мне вообще кажутся странными сегодняшние глухота и слепота: лучше недослышать, недовидеть», – с гневом высказался в «АиФ» Юрский.
Юрского, настоящего гражданина своей страны, тема ошибок очень волновала. Он до конца жизни был бесстрашен, открыто делясь тревожными мыслями о том, что некоторые из тех, кто взялся нести ответственность перед миллионами граждан, не подготовлены к такой деятельности. «Сдвинулась ось земная, и сдвинулась рукотворно, – говорил он в «АиФ». – Произошёл какой-то психологический дефект. Пришло время, все мы наказаны за ошибки и соблазны, на которые поддались». Ложь как способ жизни он не принимал, двойственное существование считал неприемлемым.
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
«Сгнило образование, – с болью рассуждал он. – Мы живём во время, где очень много отдано машинам. Когда-то врач смотрел язык, глаза, ногти, мочу, ощупывал пациента и ставил диагноз. Тогда все должны были быть людьми врачебного искусства, то есть талантами. Существовали отбор, доверие к авторитетам. Сегодня всё это ушло. Медицина стала корыстной. На мой взгляд, это одно из самых страшных явлений».
Юрский был беспощаден, критичен и к себе самому – лукавый, мол, приходит не к каким-то избранным личностям, а ко всем. «Молитва «Отче наш» кончается словами «избави нас от лукавого». Лукавый – это не пляшущий чёрт, который с небес спрыгивает, – рассуждал в интервью «АиФ» мастер. – Лукавый, он в твоём окружении, в твоём сегодняшнем дне, и надо не дать ему проникнуть вовнутрь, не найти отклика на него».
«Каким же соблазнам вы сами подвергаетесь?» – спросили мы артиста. И он искренне ответил: «Это соблазн не замечать перемен в себе, по-прежнему выходить на сцену и играть всё тот же водевиль, который успех имел и всё ещё имеет. Или за деньги сделать то, чего без денег делать очень не хотелось бы, – вот соблазн ежедневный. Но нужно уметь с ним бороться. Это и есть наша жизнь».
«влюбилась бы ещё в иисуса христа!»
О своей личной жизни Юрский говорил: «Я счастлив». Его жена – прекрасная актриса Наталья Тенякова. Студенткой третьего курса она увидела Сергея и влюбилась – «удар молнии». Роман начался в 1965 г. на съёмках телеспектакля Давида Карасика «Большая кошачья сказка». Юрский играл американского сыщика Сидни Холла, скрывающего, сколько добра он сделал людям. Наталья Максимовна на тот момент была замужем за режиссёром Львом Додиным. Она пришла и честно сказала: влюбилась в Сергея Юрского. «Ты б ещё влюбилась в Иисуса Христа!» – ответил Додин.
Юрский уже был настоящей кинозвездой после фильмов «Человек ниоткуда», «Чёрная чайка» и др. И был женат на актрисе Зинаиде Шарко. Когда Шарко узнала об измене, заперлась на неделю в своей комнате. Потом заявила: покончит с собой, если муж уйдёт к Теняковой. Ненавидящий ультиматумы – во всём, – Юрский собрал вещи и переехал к другу Олегу Басилашвили. А потом перебрался на дачу к Теняковой, куда она съехала после развода. Вскоре они расписались. Родилась любимая дочь Даша. Успехами актрисы МХТ им. Чехова Дарьи Юрской отец невероятно гордился.
По признанию Юрского, в их семье никогда не было «поглаживаний по головке» даже под ударами судьбы. Главным правилом жизни гениального актёра было «Не раскисать!».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.