Маленький Паша ни о чём так в жизни не мечтал, как быть художником. Дома он не капризничал, не хулиганил, не расстраивал маму и папу, он рисовал. Родители, видя такое рвение сына, отдали его в художественную студию, даже не подозревая, что тем самым решили его судьбу. А там, в студии, маленького артистичного художника заприметил руководитель уже театрального кружка и «перетянул одеяло» на себя. Так Павел Кадочников из художника превратился в артиста. Из любительского кружка он попал в театральный техникум, а затем и в Ленинградский театр юного зрителя.
14 знаковых ролей в биографии Павла Кадочникова
Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».«Иван Грозный». 1944 – 1945 годы.
Кадочников в «Подвиге разведчика» сыграл советского резидента Федотова, само воплощение воли, энергии, любви к родине и стремления к победе. Прообразом Федотова был реальный разведчик Николай Кузнецов. Именно эта роль принесла Павлу Кадочникову всесоюзную славу.«Подвиг разведчика». 1947 год.
Чтобы глубже войти в кинообраз к фильму «Повесть о настоящем человеке», Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. Прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил он, — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». «Повесть о настоящем человеке». 1948 год.
За роль в фильме «Большая семья» Кадочников получил Серебряную премию за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1955 года. «Большая семья». 1954 год.
Готовясь к съемкам забавной и в то же время чрезвычайно сложной сцены боксерского поединка на теплоходе в фильме «Запасной игрок», Кадочников брал уроки у многократного чемпиона страны, заслуженного мастера спорта Ивана Князева. После нескольких месяцев тренировок Князев сказал своему ученику: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже первый».«Запасной игрок». 1954 год.
На съемочной площадке одного из самых знаменитых фильмов Кадочникова «Укротительница тигров» актеру приходилось бок о бок работать с хищниками. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!».«Укротительница тигров». 1954 год.
В «Якове Свердлове» Кадочников сыграл Максима Горького. При утверждении на роль художественный совет отверг его кандидатуру на роль, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил загримироваться. Через несколько минут актер вновь предстал перед комиссией. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.«Педагогическая поэма». 1955 год.
Однажды Кадочников привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Павел Петрович возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу.«Медовый месяц». 1956 год.
В жизни Кадочникова было два периода вынужденного бездействия. Первый —после успеха конца 40-х — начала 50-х, когда всего за три года ему трижды присуждали Сталинскую премию. Его отлучили от кино на долгих пять лет — на студиях страны был негласный запрет снимать Кадочникова. Чтобы прокормить семью, актер мотался с выступлениями по всей стране — благо в желающих «живьем» посмотреть на звезду экрана недостатка не было.«Жизнь Бетховена». 1978 год.
В начале 70-х у Павла Петровича снова случился творческий простой, из которого его выдернул Никита Михалков. Он предложил Кадочникову роль Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», за что Павел Петрович всегда был благодарен Никите Сергеевичу. После этого в творчестве Павла Петровича будто началась белая полоса — он сыграл еще почти в трех десятках картин.«Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год.
В 1981 году во время отдыха в Прибалтике трагически погиб сын Павла Кадочникова. Страшное известие настигло актера, когда он снимался в фильме-сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Узнав о гибели сына, Кадочников сделал то, чего до этого не позволял себе никогда во время съемок: попросил принести ему бутылку коньяка. О том, чтобы отменить съемку, и речи не было.«Проданный смех». 1981 год.
Артист Кадочников никогда не позволял себе поблажек, он всегда говорил: «Зритель заплатил деньги за билет, и ему неинтересно, какие у тебя проблемы. Он хочет посмотреть кино и имеет на это право». «Карантин». 1983 год.
В «Серебряных струнах» Павел Кадочников был не только исполнителем одной из главных ролей, но автором сценария и режиссером. К моменту съемок Павел Петрович уже очень плохо, поэтому сценарий он диктовал рабочему съемочной группы Георгию Смирнову. Со слов внучки Кадочникова, когда работа над текстом завершилась, Смирнов забрал рукопись, чтобы отпечатать, но рукописный вариант почему-то не вернул. Кадочников внимания на это не обратил. Каково же было его удивление, когда после успешной премьеры ему принесли повестку в суд: Смирнов обвинил Кадочникова в том, что тот украл у него сценарий.«Серебряные струны». 1987 год.
14 знаковых ролей в биографии Павла Кадочникова
Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».«Иван Грозный». 1944 – 1945 годы.
Кадочников в «Подвиге разведчика» сыграл советского резидента Федотова, само воплощение воли, энергии, любви к родине и стремления к победе. Прообразом Федотова был реальный разведчик Николай Кузнецов. Именно эта роль принесла Павлу Кадочникову всесоюзную славу.«Подвиг разведчика». 1947 год.
Чтобы глубже войти в кинообраз к фильму «Повесть о настоящем человеке», Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. Прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил он, — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». «Повесть о настоящем человеке». 1948 год.
За роль в фильме «Большая семья» Кадочников получил Серебряную премию за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1955 года. «Большая семья». 1954 год.
Готовясь к съемкам забавной и в то же время чрезвычайно сложной сцены боксерского поединка на теплоходе в фильме «Запасной игрок», Кадочников брал уроки у многократного чемпиона страны, заслуженного мастера спорта Ивана Князева. После нескольких месяцев тренировок Князев сказал своему ученику: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже первый».«Запасной игрок». 1954 год.
На съемочной площадке одного из самых знаменитых фильмов Кадочникова «Укротительница тигров» актеру приходилось бок о бок работать с хищниками. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!».«Укротительница тигров». 1954 год.
В «Якове Свердлове» Кадочников сыграл Максима Горького. При утверждении на роль художественный совет отверг его кандидатуру на роль, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил загримироваться. Через несколько минут актер вновь предстал перед комиссией. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.«Педагогическая поэма». 1955 год.
Однажды Кадочников привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Павел Петрович возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу.«Медовый месяц». 1956 год.
В жизни Кадочникова было два периода вынужденного бездействия. Первый —после успеха конца 40-х — начала 50-х, когда всего за три года ему трижды присуждали Сталинскую премию. Его отлучили от кино на долгих пять лет — на студиях страны был негласный запрет снимать Кадочникова. Чтобы прокормить семью, актер мотался с выступлениями по всей стране — благо в желающих «живьем» посмотреть на звезду экрана недостатка не было.«Жизнь Бетховена». 1978 год.
В начале 70-х у Павла Петровича снова случился творческий простой, из которого его выдернул Никита Михалков. Он предложил Кадочникову роль Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», за что Павел Петрович всегда был благодарен Никите Сергеевичу. После этого в творчестве Павла Петровича будто началась белая полоса — он сыграл еще почти в трех десятках картин.«Неоконченная пьеса для механического пианино». 1977 год.
В 1981 году во время отдыха в Прибалтике трагически погиб сын Павла Кадочникова. Страшное известие настигло актера, когда он снимался в фильме-сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Узнав о гибели сына, Кадочников сделал то, чего до этого не позволял себе никогда во время съемок: попросил принести ему бутылку коньяка. О том, чтобы отменить съемку, и речи не было.«Проданный смех». 1981 год.
Артист Кадочников никогда не позволял себе поблажек, он всегда говорил: «Зритель заплатил деньги за билет, и ему неинтересно, какие у тебя проблемы. Он хочет посмотреть кино и имеет на это право». «Карантин». 1983 год.
В «Серебряных струнах» Павел Кадочников был не только исполнителем одной из главных ролей, но автором сценария и режиссером. К моменту съемок Павел Петрович уже очень плохо, поэтому сценарий он диктовал рабочему съемочной группы Георгию Смирнову. Со слов внучки Кадочникова, когда работа над текстом завершилась, Смирнов забрал рукопись, чтобы отпечатать, но рукописный вариант почему-то не вернул. Кадочников внимания на это не обратил. Каково же было его удивление, когда после успешной премьеры ему принесли повестку в суд: Смирнов обвинил Кадочникова в том, что тот украл у него сценарий.«Серебряные струны». 1987 год.
Первая роль и первая любовь случились практически одновременно. Он, конечно, давно положил глаз на красавицу-студентку Розалию Котович. Даже привозил ей из леса еловые ветки, хотя она не ценила его порывов, а на ветки смотрела с изумлением. Но когда их вместе утвердили на роли в спектакле «Снегурочка», Кадочников был, конечно, Лелем, а Розалия — Купавой, вот тут-то и вспыхнула любовь. После свадьбы Розалия отказалась от актёрской карьеры, 53 года она была верной женой великого актёра, о чём, как она сама говорила, ни капли не пожалела, ведь гений Кадочникова стоил того.
Про Кадочникова говорили, что пластичнее него актёра не сыскать, он мог сыграть кого угодно: и малолетку, и старика, и бандита, и героя. За такое умение перевоплощаться Сергей Эйзенштейн как-то даже назвал Павла Петровича оборотнем. «Оборотня» любила камера, лучшие советские режиссёры стояли к нему в очередь, а руководство одаривало всевозможными наградами. Кадочникова в те времена даже называли любимцем Сталина. Говорят, за это после смерти вождя он и поплатился. Кто-то накляузничал, написал разгромную статью, после чего актёра не приглашали в кино в течение нескольких лет. Но он вернулся, и, как оказалось, зритель не забыл того самого «оборотня», он практически и не заметил его отсутствия, ведь Кадочников успел сняться в огромном количестве картин, которые то и дело шли на голубых экранах.
Одна из самых любимых зрителями ролей Кадочникова — в картине «Повесть о настоящем человеке», где актёр сыграл знаменитого лётчика Маресьева, потерявшего на фронте обе ноги, но вернувшегося в строй и бомбившего фашистов уже с протезами. Рассказывают, что, прежде чем приступить к съёмкам, Кадочников… научился ходить на протезах. Даже сам Маресьев, присутствовавший на съёмках, оценил умение актёра перевоплотиться и показать, как тяжело пришлось в жизни безногому лётчику.
Конечно, девушки, женщины и даже бабушки обожали Павла Кадочникова. Поклонницы дежурили у подъезда его дома день и ночь. Наиболее смелые и наглые особы звонили в дверь, когда его не было дома, и сообщали его супруге: «Я люблю вашего мужа, и у меня есть ребёнок от него». Мудрая женщина всегда предлагала незваной гостье предъявить ребёнка. Конечно, та больше не возвращалась. Но внебрачные дети у Павла Кадочникова всё же были. Первый сын, Константин, родился ещё до того, как Павел Петрович связал себя на всю жизнь узами брака. Тогда молодой актёр крутил роман с женщиной, которая была его намного старше. Она забеременела, но замуж Кадочников её не позвал. В отместку она долгие годы не позволяла ему видеться с сыном. Только в 14 лет Костя смог по-настоящему познакомиться со своим отцом и младшим братом Петром.
До последних лет все удивлялись «молодецкой выправке» Павла Петровича. Он никогда не позволял себе жалоб на здоровье, никогда не пропускал назначенных спектаклей и репетиций, до 60 лет моржевал в проруби, а после — дома в ванной.
Но в один день Павел Петрович Кадочников превратился в глубокого старика, который потерял интерес к жизни. Ведь эта жизнь забрала у него самое дорогое, что в ней было — его детей.
Первого сына, Петра, не стало в 1981 году, гибель его произошла при странных обстоятельствах, супруга Павла Петровича была уверена, что сыну кто-то помог уйти на тот свет. Как было записано в деле, 36-летний Пётр погиб, упав с дерева. Как мог взрослый мужчина оказаться на дереве и упасть с него, следователи сначала объяснить не могли. Рассказала обо всём дочь Петра, внучка Павла Петровича. Оказывается, ещё с детства её папа обожал лазить по деревьям. Залезал на самую макушку, а потом сигал вниз, хватаясь за ветки. Приземлялся всегда удачно. Но в этот раз одна из веток сломалась, и Пётр упал на землю с огромной высоты. Удача ли отвернулась от него или кто-то действительно поспособствовал его гибели, так никто и не узнал. Говорят, Павел Петрович узнал о трагедии во время съёмок картины «Проданный смех». Тогда впервые в жизни во время работы он позволил себе выпить спиртного. Вскоре из Одессы пришло ещё одно страшное известие — не стало и второго сына, Константина, он скончался от инфаркта.
Последней работой Павла Кадочникова стал фильм «Серебряные струны», эта картина была его отдушиной, его детищем, теперь уже единственным на свете. Он играл главную роль и писал сценарий. Правда, именно писал он не сам: у Павла Петровича к концу жизни сильно упало зрение, поэтому он диктовал свой замысел знакомому киношнику. Тот терпеливо и скрупулёзно записывал каждое слово. А потом, уже после выхода картины на экран, подал в суд на пожилого актёра, заявив, что тот… украл у него сценарий. Суд картину арестовал и запретил к показу. Павел Петрович не дождался оглашения «приговора». Сердце актёра не выдержало потерь.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.