31 декабря артисту, любимому несколькими поколениями зрителей, исполнилось бы 90 лет.
На счету Кузнецова больше сотни фильмов. Кажется, ему довелось сыграть военных всех родов войск и званий — от лейтенанта до генерала и адмирала. И началась эта эпопея вовсе не с красноармейца Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени Августа Бебеля, возвращающегося из госпиталя домой. Нет, до товарища Сухова артист уже не раз успел побывать в кино даже майором. И картина «Белое солнце пустыни» не стала дебютной. К тому времени артисту было 39 лет, он активно снимался, в том числе в главных ролях. Но такого персонажа и такой картины, которая стала бы любимой всеми, у Кузнецова не было. Ни до Сухова. Ни после. И почему так иногда происходит с хорошими актерами, не знающими простоя, не ведает, похоже, никто.
Рязанов перестал приглашать его
В случае с Кузнецовым надо признать: режиссеры слишком часто предлагали ему роли положительных во всех смыслах персонажей: политически грамотных, ответственных, порядочных. Он играл парторга, командира авиаполка, дивизионного комиссара, председателя колхоза, депутата. И, конечно, следователя… А скольких не сыграл?!
Шутка сказать: Кузнецов трижды отказался от съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Есть ли еще среди наших артистов такой же нагл… то есть смелый? В одной его картине — «Дайте жалобную книгу» — Анатолий Борисович все-таки поработал. Но ведь мог еще сняться в «Стариках-разбойниках» (в роли следователя Федяева), в фильме «Берегись автомобиля» (вместо Олега Ефремова, конечно)… После очередного отказа Кузнецова сыграть в «Гараже» председателя Рязанов перестал звать артиста. А ведь, казалось, это была не прихоть, не каприз. Иногда Кузнецов выбирал другого режиссера, предложившего работу раньше и, как ему казалось, интереснее. Порой просил позволить ему сыграть нормального человека, а не «положительную характеристику»…
«Толя тщательно изучал сценарии, соглашался, когда работа обещала быть интересной, — рассказывала мне в интервью вдова артиста Александра Ляпидевская, ныне уже тоже покойная. — И не расстраивался, если роль проходила мимо — например, Арсеньев в “Дерсу Узала” Куросавы».
«И Тихонов — Штирлиц. И что?»
Может, он был по-своему прав. Но получилось-то: фильмов много, а помнит народ в основном Сухова. Самого артиста это не расстраивало, лишь изредка он мог сделать обиженное лицо: «У меня десятки ролей, а вы все про Сухова спрашиваете». По большому счету он был счастлив, конечно: если есть такая роль, значит, не зря жил. Слава героев фильма была столь велика, что спустя 13 лет «Федор Иванович Сухов» даже попал в детский фильм «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные». А уж про особое отношение к картине всех советских (теперь и российских) космонавтов и так все знают.
«Толя был сдержанным, умным. Работать с Мотылем — огромная удача для любого актера. Тем более они хорошо понимали друг друга. Один скажет — второй подхватывает. Да, мужа часто “путали” с персонажем. Но он относился к этому философски: “И Тихонов — Штирлиц. И что?” И в шутку мог повторить слова героя: “Называйте меня просто — товарищ Сухов”».
Перед завтраком играл на фортепиано
Надо отдать должное Кузнецову — простоев не было, а он еще успевал озвучивать зарубежные коллег. Это его голосом говорили в киноклассике Збигнев Цибульский и Станислав Микульский, Ричард Бартон и Марлон Брандо, Франко Неро и Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньяна и Питер О`Тул, Омар Шариф и Генри Фонда. Подрабатывал и творческими вечерами во всех городах и весях. А в конце жизни увлекся исполнением песен вместе с профессиональными музыкантами, даже диски записывал. И утром перед завтраком обязательно играл на фортепиано. Что-нибудь джазовое.
Пел он всегда хорошо. Но из режиссеров только Владимир Басов рискнул использовать этот талант Кузнецова в картине «Случай на шахте восемь».
«Он вообще хотел стать певцом. Его отец обладал прекрасным басом, служил в Большом театре, а у Толи был хороший баритон, он даже поступил в училище имени Ипполитова — Иванова, но преподаватель вовремя заметила артистические способности и посоветовала перейти в Школу-студию МХАТ».
Александра Ляпидевская, вдова покойного актера Анатолия Кузнецова, скончалась в 87-летнем возрасте. Звезду “Белого солнца пустыни”, ушедшего из жизни в 2014 году, женщина пережила на пять лет.https://t.co/f9hEYism9P pic.twitter.com/Uo4fZPRZie
— Актуальные новости (@actualnewsorg) August 8, 2019
59 лет с разлюбезной «Катериной Матвевной»
Со своей «разлюбезной Катериной Матвевной» — Александрой Анатольевной (дочь легендарного летчика, первого Героя Советского Союза Ляпидевского) — актер прожил 59 лет. И даже писал ей такие же душевные письма, как его Федор Иванович в картине Мотыля.
Однажды актер уехал сниматься в фильме об альпинистах «Путешествие в молодость». Горы снимали в Домбайской Поляне. Оттуда Анатолий писал своей Алечке. Там и осознал, насколько она ему дорога… Александра Анатольевна хранила послания всю жизнь. И всегда доверяла мужу.
«У нас было полное взаимопонимание, мы не ссорились, я не перечила. Да и к чему? Толя был фантастическим человеком. Сильным внутренне. А характер какой?! Все должен был знать, все уметь. Что угодно мог в доме починить. Любил мыть посуду: “Я в это время о роли думаю”».
К сожалению, уйти в другой мир Анатолий Кузнецов решил сам. А без него Александре Ляпидевской было не просто тяжело — невыносимо. Актер не оставил завещания, и за их трехкомнатную квартиру в Глинищевском переулке развернулась противная борьба самых близких родственников — дочери-искусствоведа, зятя и вдовы Кузнецова. Александра Анатольевна осталась совсем одна и вынуждена была жить на даче. Там, где 31 декабря обычно раскладывался большой стол, собирались друзья. И день рождения актера плавно перетекал в празднование Нового года…