Заслуженный артист РФ Владимир Долинский прекрасно знаком зрителям по фильмам «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Вольф Мессинг», «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Любимый народом актер ответил на вопросы aif.ru, прокомментировав последние новости, которые будоражат творческое сообщество.
«Миронов не был антисоветчиком»
Ольга Шаблинская, aif.ru: Владимир Абрамович, сейчас в интернет-сообществе разгорелся скандал с участием народной артистки РФ Марии Мироновой, дочери легенды нашего кино, народного артиста РСФСР Андрея Миронова. Мария на вопрос пользователя сети в свой адрес «Главное уже народная артистка России! А почему вашему великому отцу не давали народного артиста СССР?» ответила: «По правде: не хотел получать, т. к. в СССР не очень верил... Не хотел он звания СССР». Интересно услышать ваше мнение.
Владимир Долинский: Как это он не хотел быть народным СССР? Кто тогда думал о том, что можно отказываться от званий? Это блеф. Андрей был достаточно разумный, в меру тщеславный человек, он абсолютно вписывался в эту систему, как и все мы в своем большинстве. Это сейчас мы говорим, что ненавидели ту систему. А тогда все всё понимали. И вписывались в эту систему. Получали награды, ордена. Так что, к сожалению, я думаю, что это исключительно фантазия Маши. Кстати, хочу сказать о ней самой. По мне, она замечательная актриса и достойная дочь своего отца.
— Актер Стас Садальский, кстати, так и сказал, что дети звёзд очень часто сейчас что-то придумывают про своих родителей, на самом деле точно не зная ситуации.
— Я достаточно хорошо знал Андрюшу, для того чтобы абсолютно авторитетно сказать: у него не было никаких диссидентских наклонностей. К тому же Маша была маленькой, когда родители Андрей Миронов и Екатерина Градова расстались.
К тому же все тогда берегли своих детей от разговоров о несовершенстве системы. Не представляю, чтобы Андрей сказал при своей дочери, практически ещё девочке, в то время, когда на дворе — махровый социализм и строится коммунизм: «Ты знаешь, Маша, мне не надо это звание, потому что Союз всё равно распадётся». Это абсурд! Андрей никогда не был антисоветчиком. Он прекрасно получает звания заслуженного, потом народного РСФСР и прекрасно это переваривает, устраивает огромный банкет в театре. Он получает правительственные ордена, награды, премии, играет в Театре сатиры в спектакле «У времени в плену» по «Оптимистической трагедии». (В основе пьесы, поставленной в Театре сатиры, — произведения Всеволода Вишневского: «Первая конная», «Оптимистическая трагедия», «Мы из Кронштадта». Это историко-революционные фантазии, где впервые на советской сцене герой просил вернуть прошлое. — Ред.) А звания народного СССР не захотел получать, потому что он не верил в Советский Союз?! Ну как такое можно сказать? Это, конечно, полный абсурд!
«Не хотел звания» — это же подразумевает, что ему предложили народного СССР, а он сказал: нет, не надо, я не верю в Советский Союз, я не возьму звание. Это наивно и смешно.
«Он стонал от боли»
— Сейчас имя Миронова обросло легендами и мало кто может рассказать, каким он был на самом деле. В нашем прошлом интервью, Владимир Абрамович, помню, вы сказали, что хорошо знали Андрюшу, что Миронов был очень ранимый...
— Он действительно очень болезненно относился к любой критике, близко к сердцу всё принимал. Очень интересовался мнением о себе. Да, он был очень чувствительный, чувственный человек, легко ранимый. Он мог терять в эти минуты свое потрясающее чувство юмора, которое ему было присуще. Ну а что... Да, он был не эталоном! Это не Иисус Христос! У него были свои слабости и свои сильные стороны, как у любого художника.
— Есть какое-то воспоминание о Миронове в театре, которое вам особенно впечаталось в память? Какая-то «картинка», описывающая его как художника?
— Я зашел к нему в антракте спектакля «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», когда он снимал окровавленную сорочку и менял её на другую. На теле кровоточили язвы, у него был сильнейший фурункулез, он стонал от боли... Но через пять минут он шёл играть второй акт, и ни один человек в зале не мог представить, с каким трудом ему дается его успех. Такой энергетики и такого страстного желания порадовать, удивить зрителя я ни у кого больше не видел.
Несмотря на то, что он из такой, казалось бы, привилегированной семьи, так сказать, родился с золотой ложкой во рту, он был огромный труженик, обожал свою профессию, был невероятно сильный человек. Я очень любил этого актера и этого человека. Поэтому склонен думать, что Маша просто не совсем правильно выразила словами то, о чем хотела сказать.
«У всех свои вкусы»
— Владимир Абрамович, вы всегда интересно рассказываете про Никиту Михалкова. Недавно Никита Сергеевич дал нашумевшее интервью блогеру Надежде Стрелец, сказав: «Я не могу назвать кинематограф Рязанова кино. Для меня это не кино». Режиссер назвал хорошими фильмы Эльдара Рязанова с точки зрения драматургии, поэтому их «хорошо и весело смотреть». «Но кино это другое. Это живая вещь. <...> Дыхание и музыка», — отметил Рязанов. Михалков пояснил, что ленты, подобные тем, что делал Эльдар Рязанов, должны быть в кинематографе. Он заявил, что считает лучшей картиной режиссера комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!», подчеркнув, что в этой ленте совпало все: и драматургия, и хорошее исполнительское мастерство. Это вызвало очень большую реакцию в киносообществе... Многие сразу вспомнили то, что Рязанов к нему плохо относился, все эти конфликты в Союзе кинематографистов... Поделитесь, пожалуйста, мнением об этой ситуации.
— Я работаю с Никитой, очень его уважаю, играю в его спектакле «12». Поэтому не хочу обсуждать его. У него свои позиции, можно с ними соглашаться, не соглашаться. Я могу говорить о нём только как о художнике, понимаете? А рассуждать про отношения в Союзе кинематографистов... Я в жизни не был на этих собраниях СК, не знал, кто там какую подковёрную закулисную борьбу ведет.
Что же касается его слов об Эльдаре Рязанове... А почему, собственно говоря, Михалков должен скрывать свое мнение, если он действительно считает, что Рязанов снимал не кино в его понимании? А Рязанов, в свою очередь, мог считать, что Михалков работает на потребу. У всех свои вкусы, никто не обязан друг другу нравиться.
Кто-то любит Доронину, кто-то её на дух не принимает. Так же, как и Юлию Константиновну Борисову и многих других выдающихся художников. Думаю, что все это дело вкуса. Одно очевидно, что все эти люди, о которых мы сейчас говорим, внесли огромный вклад в искусство нашей страны.