250 лет назад родился один из самых популярных композиторов в мире, чье имя знают даже те, кто не слушает классику. АиФ.ru вспоминает самые известные произведения Бетховена, которые почти два века будоражат сердца любителей музыки.
«Лунная соната», 1801 г.
Интересно, как бы отреагировал Бетховен, узнав, что его Сонату для фортепиано № 14 до-диез минор (с комментарием: «В духе фантазии») окрестили «Лунной»? Ну с чего вдруг? Он же посвятил ее юной графине: красавице Джульетте Гвиччарди. Давал уроки игры на фортепиано и влюбился. Был счастлив, строил планы на будущее. Чувства как будто были взаимными, да и родители девушки привечали Людвига.
Однако Джульетта неожиданно увлеклась графом Венцелем Галленбергом, композитором-любителем с более толстым кошельком, и вышла за него замуж. Бетховен не мог простить предательства: его, гения, предпочли какой-то бездарности! Тем не менее посвящение на титульном листе сонаты сделал бывшей возлюбленной. Но именно поэтому первая часть сонаты не лирическая, а скорее трагическая. После смерти композитора его друг, критик Людвиг Рельштаб, назвал эту часть «Лунной»: музыка ассоциировалась у него с лунным светом над Фирвальдштетским озером.
«К Элизе», 1810 г.
Эта фортепианная пьеса по популярности не уступает «Лунной сонате», даже соперничает с ней за звание самого известного произведения Бетховена. Автор назвал ее Багатель № 25 ля минор. «Für Elise» было лишь подзаголовком. Пьеса-багатель — простое произведение, и действительно, все, кто обучается игре на фортепиано, непременно играют «К Элизе». Обнаружил запись пьесы музыковед Людвиг Ноль, изучавший биографию Бетховена после его смерти. Кто же та дама, удостоившаяся посвящения великого сочинителя: «Элизе на долгую память»?
Историки и критики выдвигали разные версии. Но на сегодня большинство из них склоняются к выводу канадской исследовательницы Риты Стеблин: это Элиза Баренсфельд, ученица Терезы Малфатти, которая, в свою очередь, занималась у Бетховена. У Элизы был прекрасный голос, она рано начала давать концерты…
Считается, что именно в фортепианной музыке Бетховен выражал чувства. Это своего рода лирически-музыкальный дневник композитора. Пьеса «К Элизе» была опубликована только через 40 лет после смерти Бетховена, но стала одной из самых любимых у исполнителей. Существует масса оригинальных обработок пьесы, в том числе современными группами.
«Патетическая соната», 1798-1799 гг.
Соната для фортепиано № 8 до минор. Музыковеды называли ее «эстетическим манифестом», «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Говорят, прежде ни одно фортепианное произведение не вызывало у слушателей и критиков столь бурных споров. Кто-то готов был принять новаторский стиль (в то время даже активное применение педали было редкостью), кто-то считал, что нельзя так выставлять свои чувства, и называл сонату вульгарной.
Но как мог композитор не выразить чувства?! Ему не было 30 лет, когда он начал стремительно глохнуть, а врачи лишь разводили руками. Потом исследователи жизни и творчества Бетховена напишут: каждый раз, приступая к сочинению нового произведения, композитор опускал голову в ледяную воду. Как знать… Сильнее удара для композитора и придумать было невозможно. Бетховен был близок к самоубийству, после «Патетической сонаты» и вовсе хотел прекратить сочинительство. Однако нашел в себе силы жить и работать дальше.
Соната посвящена князю Карлу Лихновскому, австрийскому меценату, покровителю Бетховена на протяжении многих лет. Князь оплатил первую публикацию композитора в 1795 году, позже в течение семи лет выплачивал ему годовое содержание. К сожалению, закончились отношения после скандала: в гостях у князя Бетховен отказался играть перед офицерами французской армии.
Нестерпимая боль и обида на судьбу, но в то же время надежда и вера в лучшее, вот что такое «Патетическая соната», пробирающая до мурашек. Да, у каждого свой путь, и все-таки человек способен сам творить судьбу: смириться с неизлечимым диагнозом и медленно двигаться к логическому концу. Или бороться за полноценную жизнь. Несмотря ни на что.
Начиная с «Патетической сонаты» Бетховен все чаще обращается к теме судьбы в музыке. Глухота стала причиной появления множества драматических сочинений. На нотах этой сонаты учились Брамс, Вагнер, Мусоргский. Многие режиссеры использовали ее в своих фильмах.
«Аппассионата», 1803-1806 гг.
«Прочтите „Бурю“ Шекспира», — говорил автор о Сонате для фортепиано № 23 фа минор. Посвящена она почитателю творчества, графу Францу Брунсвику, брату Терезы и Жозефины, которых любил Бетховен…
Невероятное по драматическому накалу сочинение. Борьба за жизнь, переживания из-за болезни, любовные неудачи, одиночество, разочарование в Наполеоне, ставшем императором, — вот чем наполнена трагическая «Аппассионата». С первого до последнего такта.
В СССР любили приводить цитату Ленина, записанную Горьким: «Ничего не знаю лучше „Appassionata“, готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка… Какие чудеса могут делать люди!» Тургенев написал раньше. И более художественно: «С самых первых тактов стремительно-страстного allegro… я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в нее нежданным налетом вторгается красота. Я не пошевельнулся ни одним членом до самого конца. Я не хотел и не смел вздохнуть».
Сам композитор считал № 23 своей лучшей сонатой. «Аппассионатой» ее спустя много лет назвал гамбургский издатель Август Кранц.
Симфония № 5, 1804-1808 гг.
«Так судьба стучится в дверь», — эту фразу Бетховена о четырех начальных тактах Симфонии № 5 до минор помнят все учившиеся в музыкальной школе. К слову, дополнительное название симфонии — «Schicksalssymphonie» (от немецкого «schicksals» — «судьба»). Впрочем, фрагмент этот настолько популяризирован в массовой культуре, что сегодня его, кажется, знают все: «тему судьбы» часто используют на ТВ, в рекламе, художественном и документальном кино.
Пятая Бетховена — одна из наиболее часто исполняемых симфоний во всем мире. Но как должны звучать знаменитые четыре такта? Аllegro, molto ritardando с ферматами?.. Единого мнения у дирижеров нет. И, может быть, это вовсе не плохо. Каждый слышит в музыке свою судьбу.
На первом издании симфонии было посвящение покровителям композитора: князю фон Лобковицу и графу Разумовскому. Сейчас понимаешь: хорошо, что все эти люди были вокруг Бетховена. Да, характер у него был непростой. Но, если бы не меценаты, прожил бы композитор 56 лет? Оставил бы нам такое богатое наследие?