Она была балериной — в начале ХХ века это было примерно такое же занятие для русских девушек, как сейчас карьера модели. Но всемирно знаменитой Ольга Хохлова стала, когда вышла за художника Пабло Пикассо.
Бальзам для израненного сердца
Ольга появилась на свет 17 июня 1891 г. в семье полковника Степана Васильевича Хохлова в городе Нежине, ныне это Черниговская область Украины.
С юности мечтая танцевать, Ольга действительно стала балериной, выучившись в частной балетной школе в Петербурге. Но дальше кордебалета девушка не продвинулась, хотя служила в труппе «Русских сезонов» знаменитого импресарио Сергея Дягилева. Ей была уготована иная судьба.
К работе над балетом «Парад» Дягилев тогда привлек ярчайших своих современников, в том числе и основоположника кубизма Пабло Пикассо, который взялся сотворить для «Парада» декорации и костюмы.
В 1917 году во время одной из репетиций 36-летний Пикассо увидел Хохлову. Она была младше его на 10 лет. Девушка сразу понравилась ему настолько, что вместо приветствия он сказал ей: «Выглядите потрясающе». На тот момент сердце его было хоть и свободно, но изранено. Его муза Марсель Умбер, которой Пикассо дал имя Ева Гуэль и которой посвятил десятки кубистических произведений, умерла в 1915 году от туберкулёза.
Балерина привлекла Пабло не только красотой, но и скромностью, сдержанностью, аристократическими манерами. После года ухаживаний крепость так и не пала: Хохлова сказала Пикассо, что русская девушка свято чтит свою невинность и подарит её только мужу.
Как бы испанка
Влюбленный художник в итоге сделал балерине предложение руки и сердца. Зная, что его мать мечтает о жене-испанке для собственного сына, Пикассо изобразил Ольгу в мантилье — особенной вуали, элементе национального испанского женского костюма. Сердце пожилой женщины растаяло после этой картины и знакомства с кроткой невестой сына.
Вскоре состоялась свадьба, церемония прошла в мэрии Парижа. Свидетелями были писатель Жан Кокто и поэт Макс Жакоб.
Венчание же по всем православным традициям, на которых настояла молодая женщина, состоялось в соборе Александра Невского 18 июня 1918 года. Так Ольга стала первой официальной супругой Пикассо и первой в созвездии русских муз — женщин из России, подаривших вдохновение лучшим живописцам и писателям Европы ХХ века.
Знаменитая актриса Алла Демидова рассказывала, что фигура Хохловой в какой-то момент навлекла её на собственную трактовку чеховского «Вишнёвого сада»: «Раневскую в этой пьесе играли всегда дамой, так повелось после Книппер-Чеховой. Мол, это естественно, если она дворянка. Но у Чехова в пьесе Аня говорит про неё: „Мама живёт на пятом этаже, у неё накурено“. Что такое пятый этаж для начала XIX века? Там обитали служанки и молодые поэты. Без лифта, конечно. Я жила в Париже на пятом этаже. И мне-то было трудно подниматься, а в этих длинных платьях позапрошлого века — тем более. Или телеграмма из Парижа. Кто присылает её Раневской? Обычно считается, что это какой-то поклонник, который измучил ее вниманием, какой-нибудь чиновник, русский интеллигент. А я подумала: „Зачем? Почему?“ Это же не написано у Чехова. А почему бы не предположить, что прислал ей телеграмму молодой Пикассо, например? Под таким углом зрения тогда всё совершенно иначе поворачивается. Потому что они все женились на русских. И Пикассо на Хохловой, и Ренуар, и Ромен Ролан и так далее. У русских женщин была особенная стать и внутренний стержень, так привлекавшие гениев».
Супруга навсегда
Встреча с Хохловой изменила Пикассо кардинально. Впрочем, все кардинальные смены техники и видения в его творчестве определялись появлением новой музы.
Русская жена уговорила Пабло поменять вектор творчества: ей хотелось лицезреть свои реалистичные изображения, а не странные кубистические фигуры, из которых художник словно собирал её тело. Так появились десятки произведений, изображавших танцовщиц в реалистичной манере. Некоторые из искусствоведов считают этот период новой страницей в творчестве великого Пикассо. Другие же винят Хохлову в том, что «сбила его с истинного пути» и пыталась превратить в посредственность, заставляя писать в привычной манере реализма.
Как бы то ни было, все современники, кто видел молодую чету, говорили, что было очевидным, что супруги Пикассо счастливы. Они были участниками многих светских мероприятий и вращались в высших парижских кругах.
4 февраля 1921 года у Ольги и Пабло родился сын Пауло. К сожалению, через несколько лет отношения супружеской четы оказались на грани краха. Виной всему стал роман Пикассо с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. Хохловой друг семьи рассказал о том, что молодая женщина ждет ребёнка. Дочь Пикассо и Вальтер родилась в 1935 году. Ольга забрала сына и, уехав на юг Франции, подала на развод, который в итоге не состоялся: Пикассо отказался делить имущество поровну, чего требовал брачный договор. Таким образом, Хохлова оставалась его законной супругой до самой своей смерти. Пабло и Ольга состояли в семейной переписке, как вспоминала художница Франсуаза Жило.
Ольга Степановна Пикассо скончалась от рака в 1955 году в Каннах, похоронена на кладбище Гран-Жас.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.