12 января Рената Литвинова отмечает 55-летие: заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии России родилась в 1967 году в Москве.
«АиФ» публикует высказывания Литвиновой на Открытом фестивале популярных киножанров «Хрустальный Источник» в Ессентуках, куда актриса, режиссер и сценарист приехала представить свой фильм «Северный ветер».
О том, как пришла в кино
— Я попала в кинематограф в самый плохой период — когда распадался Советский Союз. Рушилось всё. Я училась во ВГИКе на сценарном факультете, меня отправили стажироваться на «Мосфильм», в объединение Сергея Федоровича Бондарчука. Потом я писала отчет про то, как проходила практику. Мне за него поставили двойку. Я написала, что Мосфильм полон холмиков, и в этих холмиках зарыты несостоявшиеся таланты. А когда я перебирала сценарии, находила в них длинные волосы наших редакторш. Это были ужасно скучные сценарии — этакие ошмётки Советского союза. А потом вообще кинематограф развалился. По нашей главной киностудии бродили бездомные собаки, бегали крысы, располагались какие-то склады. Это была настоящая тоска и разруха. Снимали тогда просто единицы. не было никаких возможностей работать, не существовало нормальных гонораров. Помню, мне заплатили 500 долларов за сценарий и за роль, и я была счастлива.
О деньгах
— Материальное для меня никогда не было для меня ключевым. Я себе не ставила задачу заработать денег. Деньги — это всегда сопутствующее. Они не могут быть целью. У меня всегда была одна задача: как сделать великое кино. Когда много лет назад снимала фильм «Нет смерти для меня» — это был мой документальный дебют — я спрашивала наших легендарных артисток Татьяну Самойлову, Нонну Мордюкову: «Какая у вас мечта?» И, понимаете, мне ни одна не сказала: шуба, квартира, дом. Они все говорили: «Новая роль». И это так прекрасно. Они именно служили искусству. И может, в этом и есть хоть какая-то правда жизни. Когда ты, как инок, служишь какой-то идее, она тебя никогда не предаст. Любовь — предаст. К сожалению. Друг — предаст. А идея, которой ты предан, она с тобой навсегда.
О ролях
С актёрами я режиссёр строгий, но всегда даю возможность для импровизации. Ты пишешь роль всегда под какого-то определенного артиста, и очень часто я ее изгибаю под этого актёра, чтобы ему было комфортнее. Бывают удивительные истории, когда ты берешь выдающегося артиста, а у него не вкладываются в уста твои слова, он не может произносить твой текст, у него получается плохо. На самом деле во всех текстах на русском языке есть определенный ритм, с которым артист либо совпадает, либо не совпадает. У меня даже бывали случаи, когда я дописывала сцены, чтобы у них была целая партия, как в опере, чтобы каждая роль была как украшение.
Когда я играю в своих фильмах, к себе я так же строга, как к другим. И кстати, часто я давала себе роли, которые другие актёры не захотели играть. Я шла на это, потому что в первую очередь всегда обращала внимание на роли других артистов в моём кино. Может быть, неправильно. Может, надо было побеспокоиться о себе в первую очередь. Но я так не умею.
О мечтах
Мне очень близки документальные фильмы. В частности, было очень интересно снимать документальный социальный проект — серию видеоинтервью с советскими знаменитыми артистами, как они переживали пандемии. Это же такое испытание выпало всем нам — вдруг оказаться в изоляции. Это была как пытка. Моими героями были Валентина Талызина, Эммануил Виторган, Василий Бочкарев, Лариса Лужина, Тамара Семина и другие актеры.
Об отдыхе
Какой лучший отдых для меня? Замедлиться. Будто выпасть из процесса, исчезнуть. Я в Ессентуках пошла в парк. Всё увиденное — будто из фильмов Феллини: мальчишки бегают, собаки бегают, лают, бабушки продают что-то. Это всё напомнило моё детство, когда есть стойкое ощущение: как будто здесь время остановилось. Когда у тебя каникулы. Мне кажется, творческому человеку нужны паузы, когда ты попадаешь будто в какой-то горячий вакуум, где тебе никуда не надо бежать, и ты никому не нужен в каком-то смысле. И ты бредешь и думаешь о чем-то действительно важном. И никто тебя не дёргает.